Цоколи и типы автомобильных ламп: как отличить по маркировке?

Понятие и функция цоколя

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

Первые электрические источники света подключались к проводке с помощью винтовых соединений. Такой способ крепления был неудобным и затруднял замену вышедшего из строя элемента. Прорывом в освещении стала разработка Томаса Эдисона. В 1880 году он представил свое изобретение — лампу накаливания с резьбовым цоколем. После этого появилось много вариантов несовместимых опор.

Основная задача розетки и цоколя — изолировать проводники и обеспечить надежную фиксацию источника света, а при использовании на открытом воздухе герметизировать проектор или потолок. Материалы, из которых они изготовлены, должны выдерживать нагрев источника света и не деформироваться, контакты должны быть рассчитаны на силу тока и обеспечивать надежное соединение.

Дизайн автомобиля подразумевает наличие различных источников света. Каждый из них имеет определенные требования к яркости, мощности и направленности светового луча. В связи с тем, что внешне идентичные лампы могут иметь разные характеристики, разработаны стандартизированные обозначения.

Светодиодные лампы

Источником света в таких лампочках является свечение светодиодов. На данный момент эти лампы самые экологически чистые. Однако не спешите покупать их на замену галогенным лампочкам для фары. Обычная стандартная фара, предназначенная для галогенной лампы, настроена определенным образом на формирование луча света. При этом учитывается положение нити накала относительно отражателя. Установка любой светодиодной лампы может привести к тому, что вы будете постоянно слепить встречных водителей, а также движущихся впереди вас. Некоторые лампы в принципе могут не позволять регулировать световой пучок. Свет от них будет распространяться во всех направлениях без какой-либо фокусировки.

Маркировка светодиодных ламп соответствует маркировке галогенных ламп.

Светодиодная лампа

Виды автомобильных ламп и их особенности

Автомобильные лампы в зависимости от конструктивных особенностей и принципа светового излучения делятся на 3 типа:

  1. Галоген;
  2. светодиодные
  3. Ксенон (газовый разряд).

Галогенные

Галогенные лампы имеют газонаполненную колбу с нитью накаливания внутри.

Галогенные лампы

На сегодняшний день они остаются широко востребованными автомобилистами благодаря невысокой стоимости. Также следует отметить, что установка светодиодов и ксенона возможна только в том случае, если это предусмотрено конструкцией автомобиля и законодательно. Самовольная замена галогенных ламп на другие грозит крупным штрафом, конфискацией приборов и даже лишением прав на полгода.

Буква «Н» не всегда означает, что лампа галогенная. В свое время светодиоды и ксенон стали выпускать в одних и тех же корпусах. В результате в корпусе H7 стали выпускаться другие источники света. На это следует обратить большое внимание, так как взаимозаменяемость ламп в одном корпусе невозможна, так как цветовая температура и угол распространения света будут отличаться.

Лампы H7 стали прототипом ламп серий 8, 9 и 11. Сегодня они используются повсеместно в особенно компактных фарах, они дают более яркий свет, лучше освещая дорогу. H8 используется для ближнего света и противотуманных фар, H9 — для дальнего света. Галогенная лампа H11 универсальна и имеет срок службы 1900-2000 часов.

Светодиодные

В лампах этого типа в качестве источников света используются светодиоды. Размеры светодиодных розеток такие же, как и у галогенных. Одним из основных элементов светильников является драйвер. Он преобразует входное напряжение и ток в постоянные значения, подает их на плату, а затем на светодиоды.

Светодиодная лампа

В качестве источников света для освещения салона авто оптимальны номерной знак, габаритные огни, светодиодные фонари. Для ближнего и дальнего света это не лучший вариант из-за дороговизны. Не рекомендуется использовать китайские вместо брендовых светильников. Они некачественные, не соответствуют предъявляемым требованиям. В фары автомобиля необходимо устанавливать светодиодные (LED) лампы, поставляемые производителем.

Газоразрядные

Ксеноновая лампа изготовлена ​​из кварцевого стекла. Внутри находится смесь газов, точно подобранная по химическому составу. Благодаря этому достигается определенное свечение. Принцип действия основан на создании электрической дуги после прохождения разряда между электродами.

Газоразрядные или ксеноновые лампы

Качество уличного освещения с использованием этих ламп лучше, а большинство известных производителей автомобилей используют ксеноновые источники света в качестве основных.

Лампы делятся на 3 группы:

  1. Лампы типа H и HB для замены штатных ламп по определенным причинам;
  2. Биксеноновые лампы Н4М, НВ1М и тд (делят световой поток). Их преимущество в том, что одну лампу можно заменить двумя — на дальний и ближний свет;
  3. Лампы с цоколем D1S, D1R — D4S, D4R. Установлен в автомобильной компании.

Какую лампу выбрать?

В настоящее время на рынке представлено огромное количество ламп с якобы улучшенными характеристиками и запоминающимися названиями, такими как «+ 100% освещения», «Super Mega High Blue Power» и т.д.

Ниже приводится сравнительный тест некоторых типов лампочек, проведенный специалистами по «магистральным дорогам».

Плюсы:

  • По световым характеристикам лампы можно разделить только на два типа: «Ксеноновые» и «Нексеноновые». Если у вас есть финансовые возможности и фары имеют соответствующую маркировку, используйте ксенон. Если нет, то обычные галогенные лампочки. Все остальное «+ 100% освещение» и так далее — всего лишь маркетинговый ход. Они не дают такого увеличения показателям, указанным на коробке, и могут стоить намного дороже стандартных ламп.
  • Не устанавливайте лампы высокой мощности. Это приведет только к выходу проектора из строя.
  • Будьте осторожны с диодными лампочками. Эти лампы вряд ли будут работать в качестве основного источника света. Хотя его можно использовать как навигационные огни, противотуманные фары и задние фонари.

Расшифровка маркировки по семействам

На территории СНГ можно найти 3 основных стандарта, определяющих типы цоколей автомобильных ламп: отечественный (ГОСТ 2023.1-88 и ГОСТ 17100-79), европейский (IEC-EN 60061-1) и американский (ANSI).

ANSI и IEC соответствуют стандартам и имеют одинаковые обозначения для автомобильной осветительной продукции. Их отличает то, что менее строгие требования предъявляются к формированию светового луча для продуктов, которые производятся для американских потребителей. Такие автолампы ограничены по показателю максимальной мощности, потому что есть риск ослепить встречный транспорт.

Европейские

Наиболее распространена европейская стандартизация. Эти условные обозначения определяют тип лампы, для которой существуют стандартные вытяжки:

  • T (T4W) — мини-лампа;
  • W в начале (W5W) — автолампа без цоколя;
  • W после цифры в конце (P21 / 5W, W3W) — мощность лампы в ваттах.
  • H (H1, H4, H6W) — галогенная лампа;
  • C (C5W) — потолочный светильник, иногда этот символ не указывается (10W);
  • Y (PY21W) — колба таких ламп оранжевого цвета;
  • R (R5W) — с муфелем 19 мм;
  • P (P21W) — с лампой 26,5 мм.

У автомобильных ламп с обозначениями R и P диаметр цоколя составляет 15 мм.

R2 (P45T) использовался в 1950-х и 1970-х годах для фар. Они сейчас не используются. При замене лампочек на старых автомобилях используются специальные переходники, позволяющие использовать существующие автомобильные лампы (P43T).

Отечественные

ГОСТ 2023.1-88 был разработан во времена Советского Союза. Его классификация автомобильных ламп основана на европейских стандартах, но имеет менее привычный вид:

  • А (А 21-12-3) — автомобильный;
  • МН (АМН 24-3) — миниатюра;
  • С (АС 24-5-1) — софит;
  • КГ (АКГ 12-45 + 40) — кварцевый галогеновый.

Число после букв указывает на номинальное напряжение, а число после тире указывает на мощность. Наличие знака «+» указывает на наличие 2-х нагревательных тел (ближний / дальний), а цифра указывает на их мощность. После второго тире указывается отличительная черта автолампы. Согласно ГОСТу лампы делятся на категории, основа которых совместима с европейскими аналогами.

Пример обозначения:

АКГ 12-55 + 45-1 (Н3) — автомобильная кварцевая галогенная лампа накаливания категории Н3 с номинальным напряжением 55 Вт для первой нити накала и 45 Вт для второй, что отличается от базовой модели. Как и европейские автомобильные лампы типа H3, он имеет цоколь PK22s и является взаимозаменяемым.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы принципиально отличаются от предыдущих. У них нет нити накала, а источником света внутри них является электрическая дуга. Ксеноновая лампа состоит из колбы из кварцевого стекла и вольфрамовых электродов. Колба заполняется ксеноном с добавлением паров ртути. При подаче высокого напряжения образуется электрическая дуга, поэтому основной световой поток формируется парами ртути. Такие лампы могут давать намного более яркий свет, чем галогенные лампы. Они обозначаются буквой «D», например D3S, D3R.

Ксеноновая лампа

Обозначение ламп и их тип

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

ориентироваться в бытовой маркировке источников света сложнее, потому что отсутствует информация о категории, к которой относятся лампы, и без таблицы определить тип цоколя не получится. Поэтому предпочтительнее изучать разновидности и типы автомобильных ламп по европейской классификации IEC.

Ксеноновые

Колба таких автомобильных ламп заполнена инертным газом (ксеноном), а свечение обеспечивается электрической дугой между вольфрамовыми электродами. Из-за высокой температуры яркость свечения увеличивается, а цветовая гамма приобретает голубой оттенок (4600-6000 К).

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

Ксеноновые лампы имеют нечеткий световой поток. Для его фокусировки используется специальная оптика с линзами. Эти фары называются DC, DR и DCR. Запрещается использовать такие источники света в автомобилях, не предназначенных для этого.

Галогенные

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

Для фар используются кварцевые галогенные лампы. Их бутылки наполнены парами галогенов (брома или йода). Наличие газа позволяет повысить температуру нити накала до 2700-3000 К и предотвратить горение вольфрама. Короткая спиральная геометрия обеспечивает хорошую фокусировку и световой спектр, подобный естественному свету. Колба таких лампочек изготовлена ​​из кварцевого стекла.

Накаливания

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

С появлением автомобильных галогенных ламп классические лампы накаливания перестали использоваться в качестве основного освещения автомобиля. Внутри вакуумированной колбы из силикатного стекла находится вольфрамовая нить, которая при нагревании дает свечение. В таких условиях максимальная температура нагрева змеевика составляет 2000 К, а из-за большой длины нагревательного элемента трудно добиться хорошей фокусировки. Толстая нить накаливания выгорает, и на внутренней поверхности стекла оседает обгоревший вольфрам.

Светодиодные

Назначение и виды цоколей для автомобильных ламп

В последнее время стали популярны светодиодные лампы. Свечение в них возникает в результате высвобождения фотонов из полупроводников во время прохождения тока, а спектр излучаемого света определяется химическим составом. Световая отдача мощных светодиодных ламп может составлять 70-100 лм / Вт, что в 5 раз выше, чем у галогенных аналогов. Универсальность позволяет создавать элементы освещения любого дизайна и планировки. Следовательно, их можно использовать во всех системах освещения транспортных средств.

Классификация автомобильных ламп по типу и назначению

Передняя часть автомобиля

Виды автомобильных ламп в передней оптике

Разновидности автомобильных лампочек по типу освещения

Помимо разницы в типе подключения, автомобильные осветительные приборы различаются по типу освещения.

Обычные лампы накаливания

Такие лампочки широко используются в быту. В качестве нити накала используется вольфрамовая или углеродная нить. Чтобы предотвратить окисление вольфрама, из баллона откачивают воздух. При подаче питания нить накаливания нагревается до 2000К и дает свечение.

Обгоревший вольфрам может откладываться на стенках колбы, снижая прозрачность. Часто нить просто выгорает. КПД такой продукции находится на уровне 6-8%. Также из-за длины нити накала свет рассеивается и не дает желаемой фокусировки. Из-за этих и других недостатков обычные лампы накаливания больше не используются в качестве основного источника света в автомобилях.

Галогенные

Галогенная лампа тоже работает по принципу лампы накаливания, только в колбе есть пары галогена (буферный газ) — йод или бром. Это увеличивает температуру катушки до 3000K, а также увеличивает срок службы с 2000 до 4000 часов. Световой поток составляет от 15 до 22 лм / Вт.

фото 3
Галогенные лампы

Высвободившиеся в процессе работы атомы вольфрама вступают в реакцию с остаточным кислородом и буферными газами, предотвращая появление отложений на колбе. Цилиндрическая форма колбы и короткая спираль обеспечивают отличную фокусировку, поэтому такие изделия часто используют для автомобильных фар.

Ксеноновые (газоразрядные)

Это современный вид осветительного прибора. Источником света является электрическая дуга, образованная между двумя вольфрамовыми электродами, которые расположены в колбе, заполненной ксеноном. Для увеличения светоотдачи ксенон нагнетают до 30 атмосфер. Цветовая температура излучения достигает 6200-8000 К, поэтому такие лампы требуют особых условий эксплуатации и ухода. Спектр более близок к дневному, но есть также ртутные ксеноновые фары, которые придают голубоватый оттенок. Луч света не в фокусе. Для этого используются специальные отражатели, фокусирующие свет в нужном направлении.

Такие устройства дают отличное свечение, но есть и недостатки в их использовании. Прежде всего, автомобиль должен быть оборудован системой автоматической регулировки угла наклона луча света и омывателями фар, чтобы предотвратить ослепление встречных автомобилей. Замок зажигания также необходим для подачи напряжения для возникновения дуги.

Светодиодные

Сейчас все большую популярность приобретают светодиодные элементы. Первоначально светодиодные лампы использовались в основном для стоп-сигналов, задних фонарей и т.д. В будущем производители автомобилей смогут полностью перейти на светодиодные светильники.

фото 5
Светодиодная лампа

Свечение в таких лампах образуется в результате высвобождения фотонов из полупроводников при подаче электричества. Спектр может быть разным в зависимости от химического состава. Мощность автомобильных светодиодных ламп может достигать 70-100 лм / Вт, что во много раз превышает мощность галогенных ламп.

К преимуществам светодиодной технологии можно отнести:

  • устойчивость к вибрациям и ударам;
  • высокая эффективность;
  • низкое энергопотребление;
  • высокая световая температура;
  • экологическая совместимость.

Разновидность по типу автомобильных ламп

В зависимости от источника света все типы автомобильных ламп делятся на три группы, каждая из которых имеет свою градацию.

Галогенные

Галогенные лампы — это источник света с нитью накаливания внутри колбы, заполненной газом галогеном. Несмотря на множество недостатков, они продолжают занимать лидерство благодаря невысокой цене и нежеланию многих автолюбителей переходить на ксенон и светодиоды. Рано или поздно усовершенствование светодиодных автомобильных ламп заменит галогенные с их коротким сроком службы и низкой светоотдачей при относительно высоком потреблении энергии.

галогенные лампы
Изначально символ «Н» обозначал галогенную (галогенную) лампу, а цифра — типоразмер. Появившиеся позже ксеноновые и светодиодные лампы для автомобилей продолжали выпускаться в штатных корпусах. Следовательно, изделия с разными источниками света, например H7, можно производить в одной упаковке.

Но это не значит, что они полностью взаимозаменяемы. В галогенной лампе расстояние от фланца до спирали является фиксированной величиной, от которой зависит геометрия светового луча. Небольшое отклонение спирали от центра сильно влияет на фокусное расстояние и, как следствие, на четкость светового пятна. В газоразрядной лампе источником света является дуга, а в светодиодной лампе — один или несколько светодиодов. Все различаются цветовой температурой и углом распространения света, а значит, требуют индивидуального подбора оптики.

Газоразрядные

Ксеноновая автомобильная лампа имеет колбу из кварцевого стекла, в которую закачивается газовая смесь. Благодаря точному химическому составу во время работы лампы образуется луч света с определенной цветовой температурой. Керамическая вставка и стальной фланец служат барьером между лампой накаливания и частями цоколя / патрона. Все элементы цоколя выполнены из теплоизоляционного материала и прокладок, обеспечивающих дополнительную защиту. Его работа невозможна без блока розжига, который задает точное значение питающего напряжения.

Ксеноновые газоразрядные лампы можно условно разделить на три большие группы:

  1. Ксеноновые лампы с цоколем типа H1-H27, HB3-HB5, предназначены для дооснащения штатными автомобильными фарами.
  2. Биксеноновые лампы для автомобилей марки Н4М, НВ1М, Н13М и др. с индексом «М». Их назначение — заменить галогенные лампы, которые одновременно являются источником ближнего и дальнего света.
  3. Ксеноновые лампы со стандартными цоколями D1S, D1R — D4S, D4R устанавливаются на автомобиль производителем.

Светодиодные

Автомобильные светодиодные лампы — относительно новый представитель на автомобильном рынке, источник света которых состоит из одного или нескольких светодиодов. В связи с постоянным совершенствованием технологий меняется и внешний вид светодиодных автомобильных ламп. Базовая часть осталась неизменной, что в точности повторяет размеры цоколя галогенных лампочек. Светодиодные светильники должны работать в паре с драйвером, обеспечивающим стабилизацию напряжения и тока. Большинство автомобильных светодиодных продуктов производятся на SMD-чипах, но постепенно инициатива переходит в сторону массивов из початков.

Если слаботочные светодиоды полностью оправдали ожидания в организации внутреннего освещения, номерного знака и габаритов, то мощные светодиодные автомобильные лампы по-прежнему остаются слабым звеном среди всего объема светильников. Высокая стоимость брендовых светодиодных фар недоступна рядовому водителю, а дешевый китайский товар уже заслужил дурную репутацию. Основные причины — несоответствие заявленных характеристик действительности и низкое качество товара.

Как определить тип цоколя по названию лампы?

Корпус лампы может указывать на систему ее подключения к патрону. Различают следующие типы цоколей автомобильных источников света: фланцевые (P), симметричные штифты (BA), асимметричные штифты (BAY, BAZ), софитные (SV), безосновные (W). Последний символ в маркировке указывает количество контактов: s (1), d (2), t (3), q (4), p (5).

При отсутствии такой маркировки необходимо пользоваться таблицей:

Сфера охвата Тип лампы Базовый тип
Передние фары и противотуманные фары R2 P45t
H1 — прочитать обзор P14.5s
H3 — прочитать обзор PK22s
H4 (близко / далеко) P43t
H7 PX26d
H8 PGJ19-1
H9 PGJ19-5
H11 PGJ19-2
H16 PGJ19-3
H27W / 1 PG13
H27W / 2 PGJ13
HB3 P20d
HB4 P22d
HB5 PX29t
Ксеноновая фара D1R ПК32д-3
D1S ПК32д-2
D2R P32d-3
D2S P32d-2
D3S ПК32д-5
D4R P32d-6
D4S P32d-5
Стоп-сигналы, задние фонари, указатели поворота P21 / 5W (P21 / 4W) BAY15d
P21W — прочитать обзор BA15s
PY21W BAU15s / 19
Габаритные огни, боковые указатели поворота и цифровая подсветка W5W L2,1 × 9,5 г
T4W BA9s / 14
R5W BA15s / 19
H6W PX26d
Освещение салона и багажника 10 Вт SV8,5 T11x37
C5W SV8.5 / 8
R5W BA15s / 19
W5W L2,1 × 9,5 г

С фланцем

Фланцевые лампы используются для автомобильных фар. Строгие стандарты положения катушки позволяют точно фокусировать свет. В зависимости от назначения нить можно накатывать или растягивать вдоль отражателя. Для использования в противотуманных фарах катушка размещается перпендикулярно.

Софитный

Софитные лампы имеют форму, аналогичную слаботочным предохранителям. Такой дизайн позволяет использовать плоский плафон. Их используют для подсветки салона, багажника, бардачка и номерных знаков.

Стеклянный

Автомобильные лампы без цоколя имеют небольшую мощность 1-21Вт и устанавливаются в габаритные огни, повторители света и приборные панели. Есть модификации с пластиковой основой.

Штифтовый

Широко используются шипованные лампы. На одну машину можно установить до 20 таких источников света. Есть 3 изменения:

  1. Симметричное расположение штифтов — прозрачное стекло, 1 спираль.
  2. Смещение пина по высоте — прозрачное стекло, 2 резистора.
  3. Круглая офсетная брошь — Оранжевое стекло, 1 нить.

Разъемные соединения светодиодных ламп

Благодаря небольшому размеру полупроводников возможно любое расположение светодиодных ламп. Их можно использовать как для освещения приборной панели, так и для головного света автомобиля. Но для мощных светодиодов требуется пассивное (радиаторное) или активное (модулируемое вентилятором) охлаждение, что затрудняет установку цоколя стандартного типа. Для решения этой проблемы основание разделено на 2 элемента:

  • рама с системой охлаждения для крепления лампы;
  • блок с контактами и драйвером на провод.

Эта конструкция светодиодной лампы обеспечивает совместимость со всеми существующими типами цоколей.

Маркировка ксеноновых ламп

Маркировка ксеноновой лампы

Немного исторических фактов

Первыми фарами для автомобилей Karl Benz в 1985 году были обычные керосиновые печи.

Автомобильные лампы: виды, маркировка, назначение и внешний вид

К концу века керосиновые источники света были заменены ацетиленовыми фонарями, подобными фонарям локомотивов, которые работали по принципу газовой горелки.

Лишь в 1910 году на Кадиллак и Роллс-Ройс были установлены первые фары с общим отражателем, питаемыми от аккумулятора и работающими по принципу лампочки Ильича.

С тех пор источник электричества для ламп остался неизменным, чего нельзя сказать о принципе их действия и конструктивных особенностях, влияющих на основные характеристики осветительных приборов.

Дополнительная информация на цоколе

  • П — основание фланцевое, высота 15 мм, диаметр баллона — до 26,5 мм;
  • R — цоколь металлический, диаметр лампы — 19 мм;
  • Т — миниатюрная лампа, основание которой выполнено вместе с лампочкой;
  • Y — лампа дает желтый спектр;
  • W в начале маркировки — основание из стекла, W после обозначения числа — мощность (Вт);
  • BAY — точечный светильник, одно основание которого смещено по высоте относительно другого;
  • БАЗ — лампа штыревая, цоколь смещен по высоте и радиусу;
  • Е — резьбовое основание.

Лучшие автомобильные лампы:

  1. H4 и H7, P32d-2 (D2S) — лампы ближнего света, встречаются чаще;
    лампы ближнего света H4
  2. H8, H10 и H11 — противотуманные фары;
    противотуманные фары H8
  3. W5W, T4W, P21W, T10 — габариты и указатели поворота. Обозначения после дроби типа «/ 5W» указывают на 2 режима работы светодиодных ламп (более и менее яркий);
    размер W5W
  4. W21W, SV 8.5 — на стоп-сигнал (задний ход), подсветку номерного знака.
    стоп-сигнал W21W

Количество контактов лампы указывается следующим образом:

  • 1 — S;
  • 2 — Д;
  • 3 — Т;
  • 4 — Q;
  • 5 — стр.

Заменяйте неисправные лампы только на аналогичные лампы с такой же маркировкой! Аналоги могут иметь разную светоотдачу, проблемы с установкой и меньший срок службы.

Источники

  • https://LampaExpert.ru/tsokoli/avtomobilnih-lamp-vidy-markirovka-naznachenie
  • https://kuzovnoy.ru/infobase/cat_headlight/pub_tipy-avtomobilnykh-lamp/
  • https://stodorog34.ru/articles/vidy-avtomobilnykh-lamp/
  • https://TechAutoPort.ru/elektrooborudovanie-i-elektronika/sistema-osvescheniya/avtomobilnye-lampy.html
  • https://ledjournal.info/spravochnik/tipy-i-vidy-avtomobilnyh-lamp.html
  • https://www.BestParts.ru/articles/tsokoli-avtomobilnykh-lamp-oboznachenie-i-tipy.html
  • https://Svetilov.ru/avtosvet/vidy-avtomobilnyh-lamp

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях