Система смазки двигателя: назначение, устройство и принцип работы

Устройство системы смазки автомобильного двигателя

Устройство системы смазки двигателя
Система смазки двигателя

Основная задача системы смазки — обеспечение масляной пленки на движущихся частях, контактирующих с автомобильным двигателем. Это помогает снизить потери мощности и износ трансмиссии. Кроме того, масло, подаваемое системой, используется в гидравлических подъемниках, гидравлических натяжителях и механизмах изменения фаз газораспределения. В общей конструкции автомобиля система смазки интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:

  • Заливная горловина: через нее заливается или доливается масло.
  • Масляный поддон — это нижняя часть корпуса двигателя, заполненная маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в картере должно быть на определенном уровне, который измеряется с помощью различных датчиков и приборов (щупа). В масляном поддоне скапливаются не только излишки масла, вытекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне есть сливное отверстие и болт-заглушка с шайбой. При замене масла крышку необходимо заменить вместе с шайбой.
  • Всасывание масла — это конструкция патрубка, идущего от отстойника к насосу и фильтра грубой очистки.
  • Масляный насос — всасывает смазочный материал из поддона через масляную пробку и подает его в систему. Он запускается и останавливается одновременно с двигателем. Привод может быть коленчатым, распределительным или вспомогательным карданным валом. Как правило, в маслонасосных машинах используются насосы двух типов: шестеренчатые (наиболее популярные) и роторные.
  • Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов: разборные (при загрязнении фильтра меняется только фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
  • Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также охлаждается, она течет через радиатор, чтобы снизить собственную температуру. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
  • Линии и каналы — по ним движется масло от узла к узлу.
  • Масляные форсунки. Используется для подачи масла к стенкам цилиндров и поршням.
  • Датчики давления, температуры и уровня масла — отправляют сигналы в электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
  • Клапаны (байпас и понижение давления). Они позволяют автоматизировать контроль давления масла и контролировать его подачу в систему. Эти клапаны устанавливаются рядом с основными элементами системы (помпа, главные компоненты двигателя, фильтр).

Датчики и радиатор могут отсутствовать на некоторых моделях двигателей. В этом случае масло охлаждается непосредственно в масляном поддоне.

Смазочные системы с сухим картером

В системах смазки с сухим картером основная подача масла находится в автономном масляном баке, откуда оно подается в главный маслопровод двигателя из секции впрыска масляного насоса. Такие системы обеспечивают бесперебойную подачу масла к трущимся деталям двигателя при длительных подъемах, спусках и роликах без отсутствия масла и протечек масла через сальники коленчатого вала. Кроме того, использование системы с сухим картером позволяет уменьшить высоту двигателя, снизить расход масла и сохранить его физико-химические свойства в течение более длительного периода благодаря возможности удаления из масла картерных газов.

Рис. Типовая схема системы смазки двигателя с сухим картером: 1 — масляная центрифуга; 2 — двигатель; 3 — фильтр грубой очистки с полным потоком; 4 — маслоохладитель; 5 — перепускной клапан; 6 — масляный бак; 7 — змеевик подогрева масла; 8 — предпусковой масляный насос; 9 — фильтр сетчатый нефтецементный; 10, 11 — насосная и насосная секции главного масляного насоса

На рисунке представлена ​​типовая схема системы смазки с сухим картером для мощных дизельных двигателей. Перед запуском двигателя масло из масляного бака 6 с помощью предпускового масляного ТНВД с электрическим приводом, минуя все фильтры, подается в магистральный маслопровод двигателя, чтобы снизить трение и износ его деталей во время начального пускового периода.

Зимой масло в резервуаре, главном маслопроводе и насосе 8 подогревается предпусковым жидкостным подогревателем. Подогрев масла в баке обычно осуществляется с помощью змеевика 7, в котором циркулирует нагретая жидкость системы охлаждения двигателя. При работающем двигателе из-за работы секции впрыска 10 главного масляного насоса масло из резервуара подается через всасывающий масляный фильтр 9 в полнопроходной фильтр грубой очистки 3, а оттуда — в магистральный масляный трубопровод двигателя. После смазки трущихся деталей масло поступает в передний и задний маслоприемники двигателя, откуда его основная часть (80… 92%) удаляется в бак с помощью секции перекачки 11 насоса основного масла. Эта секция состоит из двух пар шестерен, по одной на каждый маслоприемник. По пути к баку масло охлаждается в маслоохладителе 4. Если масло еще холодное, что означает, что оно имеет высокую вязкость, срабатывает перепускной клапан для защиты радиатора от разрушения 5 Небольшое количество масла (8… 20%) из насосной части насоса поступает в фильтр тонкой очистки — масляную центрифугу 1. Очищенное масло в центрифуге перетекает в картер. В некоторых системах с сухим отстойником центрифуги не используются. В этих случаях неполнопоточный фильтр тонкой очистки находится в том же корпусе, что и полосовой щелевой фильтр грубой очистки! Очищенное в секции тонкой очистки масло поступает в картер.

Принцип работы и виды систем смазки

Все системы смазки делятся на две основные группы: сухой картер и мокрый картер. Последний более популярен благодаря простоте реализации. С другой стороны, проекты с мокрым картером подвержены таким проблемам, как пенообразование и разбрызгивание моторного масла, что приводит к колебаниям уровня. В этом случае его подача питания в систему может быть нестабильной.

Отличия автономных систем с «сухим» и «мокрым» колодцем
Системы смазки с мокрым и сухим картером

Отличительной особенностью «сухих» систем является наличие отдельной емкости, в которой хранится моторное масло. После попадания в двигатель моторное масло поступает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается обратно в бак дополнительным насосом. В этом случае картер всегда остается сухим.

Эта конструкция сложнее и дороже в производстве, однако она уменьшает высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении транспортного средства по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с сухим картером, в основном, во внедорожниках и спецтехнике.

В принципе, масло можно подавать к основным узлам двигателя тремя способами:

  • Под давлением. Масло принудительно подается ко всем компонентам двигателя через насос.
  • Распылением или силой тяжести. Электропитание осуществляется за счет центробежной силы вращающихся частей мотора. При этом масло расщепляется на мелкие частицы, похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все зазоры между деталями двигателя и оседает на их поверхностях.
  • Частично под давлением, частично под действием силы тяжести (комбинированный метод). В этом случае масло подается к наиболее важным компонентам под давлением, а для остальной конструкции — путем распыления.

В современном автомобилестроении практически всегда используется комбинированный метод, так как он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и одновременно обеспечивает своевременное смазывание основных деталей.

Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером

Как разливается масло
Долейте моторное масло

Процесс смазки двигателя — повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:

  • При запуске двигателя включается масляный насос.
  • Маслосборник начинает всасывать масло из масляного поддона, делая грубую очистку.
  • На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где производится тонкая очистка.
  • От насоса по магистралям масло подается к компонентам двигателя, таким как подшипники коленчатого вала (гильзы), подшипники распределительного вала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого можно установить в систему специальные насадки или просто просверлить отверстия в блоке.
  • Избыточное масло, подаваемое к основным агрегатам, через специальные зазоры стекает к кривошипно-шатунным и газораспределительным механизмам. Их движущиеся элементы распыляют рабочую жидкость, благодаря чему она достигает остальной части двигателя.
  • Масло стекает обратно в масляный поддон, смывая металлическую стружку, нагар и другие загрязнения с деталей двигателя.
  • Впоследствии цикл повторяется.

Давление масла в системе может составлять от 0,2 МПа до 1,6 МПа.

Уровень масла и его значение

Как измерить уровень моторного масла
Определение уровня масла щупом

Различные типы двигателей требуют разного количества масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальный и максимальный уровень рабочей жидкости определяется с помощью щупа, расположенного на блоке цилиндров. Он имеет две метки «мин» и «макс».

Проверка уровня масла в системе проводится при остановленном двигателе после продолжительной работы. В этом случае он достаточно нагревается и стекает в поддон. Зонд вынимается, протирается тряпкой (тряпкой) и снова вставляется в поддон. Потом снова вынимают и проверяют уровень. Если уровень масла, поднимающийся на штоке, превышает максимальное или минимальное значение, долейте или слейте масло. Кроме того, этот метод позволяет определить состояние и степень загрязнения.

В зависимости от типа и мощности двигателя объем масла в системе смазки может варьироваться от 3,5 до 7,5 литров.

И смажем и остудим…

Итак, первое, что должна сделать система смазки двигателя, — это устранить негативные последствия трения, а точнее минимизировать само это явление.

Кроме того, расчетливые инженеры доверили ему еще и функцию охлаждения некоторых деталей двигателя, а также своеобразное очиститель от нагара и микроскопических частиц, которые так или иначе появляются из-за износа металлических поверхностей. И это еще не все.

Масло используется почти как гидравлическая жидкость в газораспределительной системе, играет фундаментальную роль в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, действует на гидравлический натяжитель распределительной трансмиссии и т.д.

Одним словом, система смазки автомобиля позволяет двигателю долго жить и радует приличной мощностью, которая не тратится на ненужные потери на трение.

Диагностика давления масла.

Самая дальняя точка от масляного насоса — это головка блока цилиндров. Конечно на коромыслах или на поршне, если он в головке блока. Образуется самое низкое давление. Но для нормальной работы двигателя он обязательно должен присутствовать. Поэтому даже если просто открыть крышку заливной горловины в клапанной крышке. Детали головы полностью смазаны. Брызги масла будут видны при работающем двигателе. Если их нет, масло подается под низким давлением. А также по этому факту можно судить о неисправности масляной системы. И уже можно судить, почему загорелась сигнальная лампа давления масла.

вам нужно найти, где находится датчик давления масла. Откручиваем. На его место установите механический манометр. Он точно покажет давление масла в масляной системе. Давление масла ниже 0,2 Нм на холостом ходу. Указывает на неисправность.

Износ распредвала и гидрокомпенсаторов.

Если конструкция системы смазки двигателя предполагает размещение распредвала в блоке цилиндров. Вы можете попробовать вставить щуп между штифтом распределительного вала и втулкой. Если щуп аналогичный, износ недопустим для дальнейшей работы. С шатунами это будет сложно. Но как вариант.

Шум гидравлических подъемников свидетельствует о потере давления внутри них.

Конечно, более точная картина будет отображаться при полной разборке двигателя. И все эти измерения не могут дать точного ответа на вопрос об износе двигателя. Единственная причина, по которой эти измерения могут быть выполнены, — это просто найти не связанную причину износа. Как нарушение герметичности, трещины. Возможно, неисправен масляный насос или клапан сброса давления заклинило в одном положении. В результате масло из магистрали высокого давления сливается в обратную магистраль.

Возможные неполадки

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются автомобилисты, — это выход из строя деталей масляного насоса, фильтров (чаще всего из-за износа), протечки компонентов, нарушение норм или механические проблемы с редукторами давления.

Неисправности системы смазки двигателя обычно связаны с двумя группами неисправностей.

  • Неисправности, приводящие к падению давления масла. Они могут быть результатом деформации, износа, повреждения масляного насоса, низкого уровня масла, засорения фильтра, отказа датчика масла, заклинивания редукционного клапана.
  • Неисправности, приводящие к увеличению расхода масла. Это результат выхода из строя газораспределительного механизма, износа уплотнения насоса, засорения вентиляции картера, повреждения кривошипно-шатунного механизма (кривошипно-шатунного механизма), ослабления масляного фильтра (или изначально невозможности его починить).

Контрольные лампы на приборной панели автомобиля используются для идентификации манометров. Низкое давление масла является прямым признаком того, что транспортное средство не нуждается в управлении и требует ремонта или технического обслуживания.
Для определения расхода масла современные автомобили с автоматикой имеют на приборной панели специальную сигнальную лампочку. Традиционно зонд используется для выявления проблемы в автомобилях без такой лампы.

Износ и деформация

Если диагностика показывает, что детали изношены, то есть достигли конца срока службы, в большинстве случаев не следует пытаться их восстанавливать. Это нужно изменить. Прокладки фильтров, крышки, сальники имеют ресурс (указан в документации на запчасти) и если их не заменять, количество проблем может только возрасти. Например, преждевременная замена фильтра приводит к критической концентрации вредных примесей, что может привести к деформации не только самого фильтра, но и корпуса. Деформация корпуса может быть вызвана, например, износом внешней поверхности втулок насоса.

Кстати, о деформации. Он может появиться задолго до самого износа. Но для решения проблемы придется не только поменять деформированную деталь, но и устранить причину, которая привела к этой проблеме.

Например, при механической деформации корень проблемы часто кроется в неисправностях других узлов, взаимодействующих с SSD. В частности, деформация деталей системы смазки может быть реакцией на выход из строя сайлентблоков, нарушение атаки ДВС.
Однако здесь важна полная диагностика. Сразу «обвинять» опору ДВС или сайлентблоки не стоит. Например, в ситуации, когда детали узла распределительного клапана деформируются, часто виновато качество масла.

Какие детали двигателя смазываются самотеком, разбрызгиванием и под давлением.

На автомобилях применяются комбинированные системы смазки, когда наиболее нагруженные детали двигателя (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки коромысел) смазываются под давлением, создаваемым масляным насосом, а остальные детали смазываются разбрызгиванием или плотность масла.

Масло, которое выходит через полости в подшипниках коленчатого и распределительного валов, разбрызгивается вращающимися частями и оседает в виде масляных капель и тумана на стенках гильз, кулачков распределительных валов, поршневых пальцах, толкателях и других деталях.

Масло заливается в масляный поддон через маслозаливную горловину, расположенную на крышке ГБЦ. В крышке заливной горловины установлен воздушный фильтр вентиляции картера.
Уровень масла измеряется по меткам на щупе).

При работающем двигателе масло забирается из насоса из масляного поддона через маслоприемник с фильтром. От масляного насоса через канал в блоке цилиндров
вводится в фильтр. Из фильтра масло через полость во второй переборке блока цилиндров попадает в главный маслопровод, а затем через каналы в переборках к коренным подшипникам и подшипникам распределительного вала. От коренных подшипников масло подается по каналам в щеках коленчатого вала к шатунным подшипникам, через отверстия в нижних головках шатунов, при совпадении с отверстиями в шатунных шатунных шатунах коленчатого вала масло разбрызгивается на стенках гильз цилиндров. Масло течет к стержням клапана самотеком.

Неисправности систем смазки, влияющие на срок службы двигателя, их устранение возможно из-за слабо затянутой сливной пробки в поддоне картера, повреждения наружных сальников и маслопроводов, износа сальников.

Для устранения неисправности необходимо восстановить герметичность соединений, заменить поврежденные и изношенные прокладки и сальники.

Низкое давление в системе смазки может быть связано с недостаточным количеством масла, использованием некачественного масла, износом подшипников коленчатого вала или деталей масляного насоса.

Для устранения неисправности необходимо проверить уровень масла и при необходимости долить, узлы и изношенные детали подлежат замене. И марка масла должна соответствовать инструкции производителя.

Масляный фильтр

Для очистки масла (в основном от механических примесей), как правило, используют два фильтра — грубого и тонкого. Первый всегда полнопоточный. В нем задерживаются механические примеси, в основном продукты износа деталей двигателя. Фильтр тонкой очистки очень часто является неполным фильтром из-за высокого сопротивления потоку масла. Некоторые фильтры тонкой очистки не только задерживают механические примеси, но и поглощают воду, свободные кислоты и щелочи благодаря специальной пропитке фильтрующего элемента. Масляные фильтры грубой очистки, засоренные во время работы двигателя, промываются или очищаются. Засоренные фильтры тонкой очистки заменяются новыми при каждой замене масла.

Масляные фильтры грубой очистки похожи на фильтры грубой очистки топлива. Они могут быть сетчатыми, пластинчатыми, ленточными и проволочными. На тяжелых дизельных двигателях часто используются двухступенчатые широкополосные фильтры.

В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего элемента используются бумага, картон, войлок, опилки, пряжа и другие материалы со специальной пропиткой. Чаще всего используется картонный фильтр многолучевого звездчатого типа. Раньше, когда использовались только минеральные моторные масла, центрифуги для реактивного масла часто использовались в качестве фильтров тонкой очистки, в которых механические примеси, загрязняющие масло, отделялись под действием центробежных сил.

В то же время практика использования центрифуг в системах смазки с использованием синтетических и полусинтетических масел показала, что наряду с вредными примесями, загрязняющими масло, удаляются и некоторые полезные присадки.

Ремонт

  • ключи на 10 (рожковые, заглушки, торцевые);
  • набор щупов (плоский);
  • порок.

Теперь приступим к работе с масляным насосом. Снимите крышку и выньте ведущую шестерню вместе с роликом. Далее нужно снять ведомую шестерню. Снятые шестерни промойте в растворителе или керосине и просушите. Осмотрите детали на предмет повреждений и произведите измерения. Максимальный зазор между осью и ведомой шестерней может составлять 0,1 мм.

Главное условие — отсутствие дефектов на поверхности редуктора давления. Как и ускорительный насос, клапан не будет работать должным образом в случае повреждения. Также проверьте наличие отложений на поверхности, так как это может вызвать раздражение. К пружине тоже есть требования: дефектов быть не должно, при нагрузке 60-65 Н высота детали должна быть 2 см, в свободном положении — 3,8 см. Крышку помпы даже не переворачивать, она должна также не будет поврежден. После выявления всех изношенных предметов замените их. Тщательно промойте все детали масляного насоса керосином или растворителем, затем соберите его в порядке, обратном разборке.

Применение мокрого и сухого картера в комбинированной системе смазки

Комбинированная система более популярна в современном автомобилестроении. Он включает в себя подачу масла под давлением ко всем частям и механизмам, которые в этом больше всего нуждаются, например, подшипникам. Давление масла создается масляным насосом. Все остальные детали смазаны масляной эмульсией.

В комбинированной системе можно конструктивно применить кожух другого типа:

  • Влажная чашка.
  • Сухой картер

Смачиваемая чашка предназначена для непрерывного наполнения маслом. Этот принцип используется на большинстве стандартных автомобилей. Его преимущество — простота и надежность. Однако есть и недостатки. Например, при попадании топлива в смазочный материал может произойти вспенивание масла. Вместе с ним в систему попадет большое количество воздуха, тем самым резко снизив давление и сведя работу системы смазки двигателя к нулю.

Во избежание подобных проблем на некоторых автомобилях используется сухой картер. Принцип заключается в том, что масло хранится в отдельном резервуаре и из него подается в систему. Это исключает возможность попадания воздуха в случае вспенивания или падения уровня масла.

Преимущество данной системы: обеспечение стабильной работы двигателя при преодолении транспортным средством препятствий с большим углом наклона, габариты силовой установки значительно уменьшены благодаря малым размерам картера, расходу масла и его количеству в двигатель уменьшен.

Уровень моторного масла

Магистраль высокого и низкого давления

Система смазки двигателя имеет магистраль низкого и высокого давления. Высокое давление создается за счет закачки масла в систему. Низкая линия подает масло к насосу. Элементами нижней линии являются маслозаборник и маслоподводящий патрубок от маслозаборника к насосу. Всасывание масла — это расширение на конце напорного трубопровода. Закрыт сеткой. Сетка служит для предотвращения попадания в насос крупных элементов. Это могут быть нагар, кусочки металла, стружка.

Поддон

Это емкость, конструктивно установленная на блоке цилиндров (внизу), в которой находится моторное масло. Поддон изготавливается из железа или алюминия. Для предотвращения вспенивания масла между поддоном и блоком цилиндров установлена ​​противопенная пластина. Поддон имеет сливное отверстие с резьбой. По форме поддон обычно имеет наклонные плоскости, выемку для всасывания масляного насоса. Всасывающий необходимо устанавливать с учетом неполного всасывания масла из нижней части поддона. Это сделано для предотвращения попадания частиц мусора на дно поддона масляного насоса.

Уровень масла проверяется с помощью мерного щупа с градуировкой, который показывает допустимое количество. Проверку необходимо проводить постоянно и при малейшем изменении уровня необходимо устранять причины повышения или понижения уровня масла. Повышенный расход масла свидетельствует об отсутствии компрессии в цилиндрах, износе турбины или уплотнительных колец. Более высокий уровень может указывать на утечку охлаждающей жидкости в поддоне, компрессионных кольцах.

Замена масла проводится строго с учетом рекомендаций производителя. Не следует менять масло на другие марки по API (не рекомендованные производителем.

Способы смазывания подвижных деталей ДВС.

Система смазки. Обеспечивает снижение трения и износа деталей двигателя за счет создания тонкой прочной пленки на поверхности трущихся деталей. Он выполняет другие функции, не менее важные для работоспособности двигателей на заданном ресурсе, а именно:

— предотвращение попадания газа из пространства над поршнем в картер за счет герметизации пазов в цилиндро-поршневой группе;

— охлаждение поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей за счет их нагрева от сгорания топлива и трения;

— защита двигателя от коррозии при эксплуатации и длительной стоянке;

— Предотвращение образования нагара и лакокрасочных отложений, которые нарушают отвод тепла от поршней и подвижность поршневых колец;

— нейтрализация кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива;

— гарантировать быстрое повышение давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя.

В автомобильных двигателях применяется комбинированная система смазки различных типов

Комбинированная система смазки называется системой смазки, которая смазывает детали двигателя под давлением и при разбрызгивании. Давление создается масляным насосом, и масло распыляется на коленчатый вал и другие части двигателя, которые быстро вращаются.

Под давлением смазываются наиболее нагруженные фрикционные детали двигателей: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала, подшипники коленчатого вала масляного насоса и т.д. Приводы и прочие детали.

В двигателях с системой смазки без маслоохладителя масло, которое нагревается во время работы, в основном охлаждается в масляном поддоне.

Если в системе смазки есть маслоохладитель, масло охлаждается как в масляном поддоне, так и в маслоохладителе. В зависимости от расположения основного источника моторного масла система смазки может быть с мокрым или сухим картером.

В системах с мокрым картером основная подача масла находится в масляном поддоне, и при работающем двигателе масло подается к очищающим частям через масляный насос.

В системах с сухим картером основная подача масла находится в автономном масляном баке, из которого масло подается к очищающим частям, которые создают давление с помощью масляного насоса. Масло, поступающее в поддон, полностью удаляется откачивающим насосом в масляном баке.

Различные системы смазки основаны на одной и той же концепции смазки. Масло из картера или автономного резервуара всасывается масляным насосом через маслозаборник и перекачивается через полнопоточный фильтр в главный маслопровод, который перфорирован в виде продольного канала в блоке цилиндров. Из магистрального маслопровода масло через поперечные отверстия отводится к подшипникам скольжения коленчатого и распределительного валов, а также в другие точки. Подача масла осуществляется под давлением распылительным и комбинированным способом.

Помимо основного контура циркуляции масла, системы смазки могут иметь параллельные контуры: частичный фильтр тонкой очистки; масляный радиатор; воздушный компрессор.

Масляные насосы – назначение и типы

Масляный насос под давлением подает масло на трущиеся поверхности деталей двигателя. Шестеренные масляные насосы применяются на двигателях с установленным в насосе редукционным клапаном, регулируемым на давление 0,45 МПа и не подлежащим регулированию в процессе эксплуатации.

Масляный насос двигателя с внешним зацеплением (Рисунок 3) имеет две внешние шестерни. Маслоотвод 2 с сеткой фильтра 1 и редукционным клапаном 3 прикреплен к корпусу насоса 7 через крышку 5. Ведущая шестерня 8 прижата к ведущему валу насоса 10. Ведомая шестерня 6 свободно вращается на нем ось 9, которая запрессована в корпус насоса. При вращении шестерен создается разрежение, масло течет через сетку фильтра и байпасную трубку под крышкой 5 насоса и через отверстие в крышке в вакуумную полость корпуса насоса. Масло, заполняющее полости между зубьями шестерни, передается в полость давления и оттуда поступает во впускной канал блока цилиндров. Когда давление масла в системе смазки увеличивается больше допустимого, открывается редукционный клапан 3, пропуская часть масла из напорной камеры во всасывающий маслопровод 2, и давление в системе не увеличивается. Давление открытия редуктора давления не регулируется. Он обеспечивается его пружиной 4. Вращение передается на ведущий вал 10 насоса через шестерню 11 приводного вала масляного насоса, которая приводится в движение цепной передачей от коленчатого вала двигателя. Масляный насос установлен внутри масляного поддона и прикручен к блоку цилиндров двумя болтами.

Масляный насос с внешним зацеплением

Рисунок 3 — Масляный насос с внешними шестернями

1 — сетка; 2 — патрубок; 3 — клапан; 4 — пружина; 5 — крышка; 6, 8, 11 — шестерни; 7 — корпус; 9 — ось; 10 — дерево

Масляный насос с внутренними шестернями (рис. 4) состоит из корпуса 1, крышки 7, ведущей шестерни 3 и ведомой шестерни 2, маслоприемника 8 и редукционного клапана 4. Корпус насоса литой железо. Он имеет две полости (впускную и выпускную), разделенные выступом 9. Двигатель и ведомые шестерни выполнены из спеченного материала и расположены внутри корпуса. На переднем конце коленчатого вала 10 установлена ​​шестерня 3, которая уплотнена в крышке насоса манжетой 6. К корпусу прикреплен маслоприемник с фильтрующей сеткой и крышкой. Крышка насоса 7 отлита из алюминиевого сплава. Внутри него расположен редуктор 4 давления, давление срабатывания которого обеспечивается пружиной 5.

Масляный насос с внутренним зацеплением

Рисунок 4 — Масляный насос с внутренними шестернями

1 — корпус; 2, 3 — шестерни; 4 — клапан; 5 — пружина; 6 — манжета; 7 — крышка; 8 — маслоприемник; 9 — выступ; 10 — дерево

При вращении шестерен масло течет через маслоприемник во всасывающую полость насоса. Он заполняет полости между зубьями шестерни, переносится в полость давления и под давлением направляется во впускной канал блока цилиндров. Редукционный клапан срабатывает, когда давление поднимается выше допустимого и отводит часть масла из нагнетательной камеры насоса во всасывающую камеру. Подача насоса составляет 34 л / мин при частоте вращения ведущей шестерни 6000 мин -1 и создаваемом давлении 0,5 МПа.

Фильтр тонкой очистки масла

В магистрали высокого давления установлен масляный фильтр тонкой очистки. Параллельно ему или непосредственно в фильтре предусмотрен клапан. Открывается при засорении фильтрующего элемента. Масло начинает течь через клапан. Потому что фильтр перестает пропускать количество масла, необходимое для работы двигателя. Его еще называют перепускным клапаном. Или, проще говоря, резерв, массив для циркуляции масла.

Виды и типы моторных масел

Прежде всего, любое моторное масло состоит из базового масла и пакета специальных присадок, которые добавляются к этой основе. Присадки отвечают за стабильность масляной пленки и вязкость масла (вязкие присадки), очистку деталей двигателя (моющие средства) и т.д. Именно благодаря таким присадкам смазка получает множество уникальных свойств и характеристик.

Однако важную роль играет сама основа масла, в зависимости от того, на какие масла делятся:

  • минеральная;
  • полусинтетические;
  • синтетический;

Минеральные моторные масла являются «натуральными», потому что они получены из нефти. Такие смазки самые простые в производстве и самые доступные. Однако эти продукты имеют самую высокую вязкость при низких температурах (минеральное масло сильно загустевает в холодных условиях), горят во время работы двигателя, окисляются и стареют быстрее, чем другие.

На практике это означает, что менять их нужно чаще, чем полусинтетику или синтетику. Часто такие смазочные жидкости используются в двигателях с большим пробегом, поскольку повышенная вязкость минеральной воды позволяет образовывать более толстую масляную пленку и несколько компенсирует увеличенные из-за износа зазоры между деталями. В результате двигатель работает тише, снижаются ударные нагрузки и т.д.

  • Синтетические моторные масла имеют низкую вязкость и делятся на ПАО-синтетические и гидрокрекинговые. Первый вариант — максимально качественный и самый дорогой продукт, такое масло не состоит из чистого масла, технология производства сложна и трудоемка.

Гидрокрекинг (HC) имеет несколько более низкое качество, а производство такого продукта значительно дешевле. Проще говоря, масло гидрокрекинга — это масляная основа, которая благодаря специальной обработке максимально приближена по свойствам к маслам на основе ПАО.

Синтетические продукты обладают стабильной вязкостью как при низких, так и при высоких температурах и отличаются длительным сроком службы. Смазка сохраняет текучесть и образует устойчивую пленку, в результате двигатель надежно защищен в любых условиях (как при холодном пуске, так и после достижения рабочих температур).

  • Что касается полусинтетического масла, то на самом деле это продукт представляет собой смесь двух основ. Другими словами, в минеральную основу добавляют 30-50% дорогой синтетики.

Готовый продукт по свойствам лучше «минеральной воды» и дешевле чистой синтетики, представляя собой сбалансированное решение по качеству и цене.

Добавим также, что сегодня практически нет понятия «зимнее» и «летнее» моторное масло, так как вся продукция рассчитана на все сезоны. Другими словами, если гонщику сначала пришлось менять масло на сезон, отдельно наливая «жидкие» масла с низкой вязкостью на зиму, чтобы облегчить холодный запуск, и более густые смазочные материалы на лето, чтобы улучшить защиту двигателя при высоких температурах, современные моторные масла подходят подходит для использования круглый год.

Также стоит отметить, что моторные масла в ассортименте различных производителей все чаще позиционируются не только как всесезонные, но и универсальные. Универсальное моторное масло означает, что его можно одинаково использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Бензин / Дизель или Дизельное / Бензиновое масло упрощает обслуживание автопарка, избавляя от необходимости покупать смазочные материалы отдельно для разных типов двигателей.

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях