Назначение и принцип работы топливного бака автомобиля

Особенности расположения бака в автомобиле

Согласно условиям пассивной безопасности топливный бак расположен вне салона, в зоне кузова, которая менее подвержена деформации при аварии. В автомобилях с кузовом типа «монокок» это область внутри колесной базы под задним сиденьем. При рамной конструкции ТБ монтируется там же, между лонжеронами.

Одна или несколько цистерн грузовика расположены на внешних сторонах шасси в колесной базе первой и второй оси. Отчасти это связано с тем, что отсутствуют процедуры испытаний грузовиков, «краш-тестов» на случай бокового столкновения.

расположение топливного бака в автомобиле

В тех случаях, когда выхлопная система проходит в непосредственной близости от ТБ, устанавливаются тепловые экраны.

Вентиляция не роскошь, а жизненная необходимость

Отдельного внимания заслуживает система вентиляции топливного бака. Он выполняет несколько важных функций.

Во-первых, он поддерживает атмосферное давление в резервуаре (мы, вероятно, забыли упомянуть, что резервуары представляют собой конструкцию, изолированную от внешней среды и не контактирующие с атмосферой после закрытия заливной горловины).

Во-вторых, удаляет лишние пары топлива. Без этой системы автовладельцев ожидали бы очень неприятные сюрпризы. Например, при подаче топлива для двигателя давление внутри снижается, в результате чего образуется разрежение, что сулит прекращение подачи топлива и деформацию емкости.

Противоположная ситуация может наблюдаться в жаркую погоду, но в этом случае последствия более плачевные — разрыв резервуара. Чтобы таких проблем не возникало, конструкторам пришла в голову идея установить обратные клапаны, уравнивающие внутреннее давление с атмосферным, и вентиляционные каналы, по которым избыточные пары топлива попадают в накопительные устройства (адсорберы), а затем возвращаются в топливную систему.

Как устроен топливный бак, его виды и функции.

Топливный бак в автомобиле относится к основным частям топливной системы двигателя внутреннего сгорания. Он предназначен для хранения любого топлива, которое ездит на автомобиле. Но помимо этого бак выполняет дополнительные функции: защищает от протечек горючей смеси, не накапливает токсичные вещества.

В легковых автомобилях он расположен под сиденьем сзади, где находится наиболее защищенное сиденье. Также есть изоляция от перегрева. У каждого автомобиля есть топливный бак, разработанный специально для него. Обычно в нем достаточно топлива, чтобы проехать около пятисот километров.

В настоящее время бензобаки могут изготавливаться из разных материалов, металла и пластика.

Эти резервуары изготовлены из листового железа. Алюминиевая фольга берется для дизельного топлива и бензина, а стальная фольга нужна для газа. Металлические резервуары отличаются прочностью и износостойкостью. Но формы ограничены.

Используется высокопрочный пластик. Сегодня они становятся очень популярными. Они не ржавеют, не трескаются. Во избежание протечек топлива его делают в несколько слоев. Внутрь обрабатывается фтором.

Топливные баки отличаются тем, что у автомобилей разные двигатели внутреннего сгорания и кузова. Кроме того, топливная система имеет разную конструкцию.

Топливо в автомобиль подается через отверстие, расположенное над задним крылом слева или справа. Самое удобное положение слева. Но в автомобилях это часто делается правильно. Таким образом, меньше шансов начать с открытого резервуара.

Баки с горловиной, через которую переливается топливо, соединяются топливопроводом. Через него подается топливо.

Двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине, имеют электрический насос для заправки бензина. Внутри бака находится датчик, контролирующий уровень топлива.

Система вентиляции обеспечивает постоянное давление воздуха внутри. Потому что низкое давление деформирует стенки резервуара, а высокое давление может сломаться.

Внутри бака находится клапан, защищающий воздух от выхлопа. Он расположен на крышке топливного бака.

Есть трубопровод отвода паров топлива. Для них есть расширительный бачок. Также есть клапан, предотвращающий утечку топлива. Например, когда автомобиль перевернулся.

Виды топливных емкостей и материалы изготовления

Международное и российское природоохранное законодательство постоянно совершенствуется, а его требования ужесточаются.

Согласно протоколу Евро-II, частично действующему на территории нашей страны, топливный бак должен быть герметичным и не допускается испарение топлива в окружающей среде.

В целях безопасности правила технического осмотра транспортных средств запрещают проливание топлива из баков и топливных систем.

Топливные баки изготавливаются из следующих материалов:

  • Сталь — в основном используется в грузовиках. Сталь с алюминиевым покрытием может использоваться в легковых автомобилях премиум-класса.
  • Алюминиевые сплавы используются ограниченно из-за сложных технологий сварки;
  • Пластик (полиэтилен высокого давления) — самый дешевый материал, подходящий для всех видов жидкого топлива.

Цилиндры высокого давления, которые служат топливным баком в газовых двигателях, в этой статье не рассматриваются.

Все производители стремятся увеличить запас топлива на борту. Это увеличивает комфорт индивидуального владельца и удобно при перевозке грузов на дальние расстояния.

Для легковых автомобилей неофициальная норма составляет 400 км пробега на полной заправке. Дальнейшее увеличение емкости ТБ приводит к увеличению снаряженной массы автомобиля и, как следствие, к увеличению подвески.

Габариты ТБ ограничены разумными пределами и требованиями дизайнеров, которые организуют интерьер, багажник и «бочку» под ними, стараясь сохранить нормальный клиренс.

Для грузовиков размер и объем цистерн ограничены только стоимостью изготовления машины и ее назначением.

Представьте себе бак знаменитого американского трактора Freightliner, который пересекает континенты с расходом до 50 литров на 100 км.

Не превышайте номинальный объем бака и заливайте топливо «под крышку».

Конструкция современных баков для топлива

В целях унификации основных узлов трансмиссии, трансмиссии, несущей рамы основные производители автомобилей выпускают различные марки и модели на единой платформе.

Понятие «одна платформа» распространяется и на топливные баки.

Металлические емкости собираются из литых деталей, соединенных сваркой. На некоторых заводах сварные швы дополнительно покрывают герметиком.

Пластиковые ТБ изготавливаются методом термоформования.

Все готовые ТБ проверяются производителем на прочность и герметичность.

Основные узлы топливного бака

Независимо от формы и объема кузова ТБ бензинового двигателя с впрыском состоит из следующих узлов и деталей:

  • Заливная горловина расположена под защитно-декоративным люком на задней боковой стенке (заднем крыле) кузова. Горловина сообщается с резервуаром через наливную трубу, часто гибкую или сложной конфигурации. В верхней части трубопровода иногда устанавливают гибкую мембрану, которая «обнимает» цилиндр наливного патрубка. Мембрана предотвращает попадание пыли и осадков в резервуар.

Люк на кузове легко открывается, может иметь механизм запирания, управляемый с места водителя.

устройство топливного бака

Заливная горловина грузовиков TB расположена непосредственно на ящике TB и не имеет линии наполнения.

  • Заполните крышку, пластиковую крышку с наружной или внутренней резьбой с уплотнительными кольцами или уплотнениями.
  • «Яма», углубление в нижней части корпуса туберкулеза для сбора осадков и загрязнений.
  • Забор топлива со встроенным сетчатым фильтром (на карбюраторных и дизельных автомобилях), расположенный над поддоном, под днищем ТБ.
  • Монтажное отверстие с герметичной крышкой для установки топливного модуля для инжекторных двигателей, поплавкового датчика уровня топлива для карбюраторных и дизельных двигателей. В крышке монтажного проема находятся герметичные проходные патрубки для прохода магистрали подачи топлива и соединительных кабелей топливного модуля или поплавкового датчика.
  • Отверстие с герметичной крышкой и патрубок для прохода возвратной топливной магистрали («возврат»).
  • Сливная пробка в центре поддона (не относится к системам впрыска бензина.)
  • Резьбовые патрубки для соединения вентиляционного трубопровода и трубопровода адсорбера.

На внешних поверхностях топливных баков дизельных автомобилей могут быть установлены электрические термопары для нагрева топлива при низких температурах.

Система вентиляции топливного бака

Как уже было сказано, давление в бензобаке постоянно меняется. И это не зависит от того, работает двигатель или стоит машина. Когда двигатель работает, уровень в баке падает, создавая вакуум. Если контейнер будет закрыт плотно, через некоторое время насос подвергнется критической нагрузке и выйдет из строя.

С другой стороны, при длительном бездействии автомобиля пары бензина будут постепенно повышать давление в баке, что рано или поздно приведет к разгерметизации. В этом случае повреждение невозможно предугадать никаким образом, потому что танк взорвется в самом слабом месте, и это не обязательно будет шов. Особенно это актуально в теплых регионах летом. Из-за высокой температуры окружающей среды бензин в баке нагревается и испаряется активнее, чем зимой.

Чтобы избежать обеих ситуаций, топливные баки оборудованы системой вентиляции. В современных автомобилях эта система работает вместе с адсорбером, который улавливает микрочастицы бензина и удерживает их в баке, но бак продолжает «дышать».

Установлен напорный клапан для повышения давления в баке. Он открывается, когда в полости образуется вакуум. За счет этого внутрь проникает атмосферный воздух, что облегчает работу топливного насоса.

С другой стороны, при заправке автомобиля бензин начинает активно испаряться. Чтобы резервуар не лопнул, в нем есть отдельный трубопровод, обеспечивающий вентиляцию. На конце вентиляционной трубы установлен гравитационный клапан. Предотвращает проливание топлива при опрокидывании автомобиля.

В современных автомобилях эта система бензобака может быть оснащена дополнительным оборудованием, с помощью которого вы сможете лучше контролировать давление и температуру внутренней среды.

Принцип устройства топливного бака

Следующее, что нужно сказать: бензобаки в настоящее время производятся в разных формах, эти характеристики зависят от модели автомобиля, размера двигателя и других подобных отличий. При этом принцип работы остается схожим, есть лишь небольшие отличия, не влияющие на общую работу.


Устройство автоцистерны

Начнем с запирающейся крышки топливного бака и дверцы, которая ее закрывает. Сразу за крышкой находится единственная часть системы, видимая невооруженным глазом: это горловина топливного бака, через нее, а точнее через ее заправочную часть, топливо поступает в «хранилище бензина» ». Паз обычно располагается в правой задней части автомобиля (над задним крылом). Чтобы предотвратить попадание внутрь лишнего воздуха и другого мусора, требуется запираемая крышка топливного бака.

После этого горловина подключается к газопроводу цистерны. Диаметр и сечение трубопровода таковы, что заправочная способность составляет 50 литров топлива в минуту (довольно внушительная цифра, учитывая, что общий объем топливного бака составляет около 55 литров).

Затем идет специальный забор топлива, благодаря которому топливо попадает в систему, а его избыток удаляется в топливный бак. Также он оборудован сеткой (фильтром) для дополнительной очистки бензина.

Следующая критическая деталь — электрический топливный насос. С его помощью бензин при нужном давлении поступает в общую систему двигателя. Насос также оснащен специальным датчиком, который показывает уровень бензина, залитого в топливный бак. Если осталось мало топлива, на приборной панели загорится соответствующая сигнальная лампа. Надо сказать, что за этим нужно следить, потому что если бензина будет недостаточно стабильно, насос будет работать на холостом ходу и может сгореть.

Основные узлы бензобака


Устройство топливного бака
Несмотря на разную форму, в конструкции самых современных бензобаков есть общие детали:

  • Заливная горловина — имеет выход наружу из корпуса и предназначена для заправки топлива. Чаще всего он располагается со стороны водителя (над задним крылом кузова). В большинстве автомобилей наливная горловина имеет специальную герметичную резьбовую крышку топливного бака для предотвращения утечки топлива и попадания пыли. Однако некоторые современные автомобили не имеют такого покрытия. Он был заменен на Easy Fuel, небольшой люк с электрическим приводом, который открывает и запирает бензобак.
  • Корпус или стенки (непосредственно контейнер).
  • Топливозаборный шланг — оборудован фильтром для предотвращения попадания загрязняющих веществ. На современных легковых автомобилях эту функцию выполняет модуль погружного топливного насоса. Оснащен дополнительным съемным фильтром (сеткой).
  • Сливное отверстие (в обычном положении, закрыто крышкой) — используется, когда необходимо срочно слить топливо.
  • Датчик уровня топлива с поплавком — предназначен для измерения количества топлива.
  • Вентиляционная трубка.

Из какого материала изготавливается топливный бак

Для изготовления резервуаров используются три материала: сталь, алюминий и пластик (полиэтилен высокой плотности). Последний чаще всего используется при производстве легковых автомобилей.

Пластик удобен тем, что позволяет максимально использовать место для установки и сделать емкость любой формы, а значит, вы получите максимальную вместимость топливного бака. Главное достоинство этого материала в том, что он не боится коррозии. Однако на молекулярном уровне пластмассы проницаемы для углеводородов. Во избежание микротечек резервуары сделаны многослойными, а внутренняя поверхность в некоторых конструкциях покрыта фтором.

Металлические резервуары сварены из печатных листов. Для хранения дизельного топлива или бензина используется алюминий, для газа — сталь.

Особенности расположения бака в автомобиле

В большинстве легковых автомобилей топливный бак расположен в задней части автомобиля. Кроме того, в странах с правосторонним движением он находится справа, а в странах с левосторонним движением — слева. Объясняется это заботой о безопасности водителя на случай, если он заправит свою машину из канистры на обочине дороги. Однако в последнее время производители автомобилей не придерживаются этого правила и размещают узел вне зависимости от типа движения в стране. В частности, это недавно отметили французы и японцы.

Что касается внедорожников, то у них чаще всего есть два бензобака, расположенные по бокам от машины. При этом один из них является основным (именно из него забирается топливо), а второй — дополнительным — в нем хранится и перекачивается оттуда в первый при расходе).

На большегрузных автомобилях бензобак расположен за кабиной на шасси. Это часто видно при внешнем осмотре автомобиля. У грузовиков также может быть 2 узла одновременно, как у внедорожников.

Типы и разновидности крышек топливных баков

Существует множество типов крышек топливных баков, различающихся по функциональности и дизайну. Все современные обложки можно разделить на группы по разным критериям.

По типу крепления крышки бывают:

  • Резьбовой (вкручивается в горловину с помощью резьбы);
  • Штык-нож (фиксируется поворотом на небольшой угол);
  • Крышки с откидным закрытием (прижимаются к горлышку с помощью откидного фиксатора, как в металлических банках).

Резьбовые и байонетные крышки одинаково распространены, но простые резьбовые крышки чаще используются в топливных баках легковых автомобилей и байонетных крышках на тракторах и грузовиках. Колпачки с резьбой менее удобны в использовании, так как на их завинчивание и откручивание требуется некоторое время, но они более надежны. Байонетные крышки открываются и закрываются за доли секунды, но для их надежного закрытия требуется большое усилие.

Крышки с откидными крышками (типа «канистра») надежно закрывают резервуар, быстро открываются и закрываются, однако в настоящее время находят очень ограниченное применение на грузовиках, тракторах и другой технике.

В свою очередь резьбовые заглушки различаются по типу резьбы:

  • С внутренней резьбой;
  • С наружной резьбой.

В первом случае резьба на крышке расположена на внутренней цилиндрической поверхности, а встречная резьба выполнена на внешней поверхности наливной горловины. Во втором случае все наоборот.

По наличию вентиляции крышки делятся на три типа:

  • Крышки без клапанов — предназначены для резервуаров с раздельными системами уравнивания давления и улавливания паров топлива;
  • Крышки впускного клапана: у этих крышек есть единственный клапан, который позволяет воздуху попадать в бак из атмосферы, когда уровень топлива падает. Клапан одностороннего действия, поэтому крышка с ним может использоваться только с баком, оборудованным системой улавливания паров топлива;
  • Колпачки с двумя клапанами — впускным и выпускным, такие колпачки обеспечивают как выравнивание давления в баке при уменьшении количества топлива, так и давление выхлопных паров топлива.

Сегодня наиболее распространены крышки второго типа (с впускным клапаном), так как большинство современных автомобилей в обязательном порядке оснащаются системой улавливания паров топлива закрытого типа. В этой системе пары топлива не выбрасываются в атмосферу, а собираются в адсорбере (который заполнен активированным углем) и при запуске двигателя направляются во впускной коллектор. Также этот вид крышки используется на мотоциклах, маломощных генераторных установках, бензопилах и т.д., то есть в механизмах с небольшим топливным баком.

Крышки без клапана используются нечасто, потому что перемещение впускного клапана в резервуар или в другое место обходится дороже, чем установка клапана в крышке.

Двухклапанные крышки более широко использовались в старых автомобилях до широкого внедрения систем улавливания паров закрытого типа. Сегодня такие чехлы чаще всего встречаются на отечественных грузовиках, тракторах и другой технике. Обычно клапаны объединены в одну конструкцию — паровоздушный, но, по сути, есть еще два клапана, которые работают независимо друг от друга.

По типу и способу защиты от хищения топлива чехлы бывают:

  • Нормальный (без специальных средств защиты);
  • С замком с ключом (обычно используются обычные цилиндровые замки, их личинки интегрированы вертикально в крышку);
  • С навесным замком («классический» вариант, замок подвешивается на специальных скобах на крышке и на шее);
  • С кодовым замком той или иной конструкции;
  • С цилиндрическим замком, который открывается ключом зажигания автомобиля.

Сегодня чаще всего используются крышки с обычными (цилиндровыми) замками, которые легко устанавливаются вместо стандартной крышки без защитных устройств. В последние годы крышки с кодовыми замками находят все более широкое распространение. Но не теряют актуальности и обычные крышки без замков: их традиционно используют на легковых автомобилях, где заливная горловина и крышка закрываются люком, имеющим замок или открывающимся только из салона.

Замок в современных емкостях и крышках практически не используется, так как он не очень удобен и не обеспечивает надежной защиты. Это решение чаще всего используется в простых откидных крышках и до сих пор встречается в старых технологиях.

Запирающиеся крышки, которые открываются ключом зажигания, используются редко, хотя они обеспечивают высокую степень защиты автомобиля от угона при заправке топливом. Дело в том, что замок такой крышки удерживает ключ при открытии, поэтому водитель должен взять крышку с собой. Этот тип покрытия используется несколькими производителями автомобилей на ограниченном количестве моделей.

Кроме того, чехлы можно условно разделить по наличию или отсутствию дополнительных элементов:

  • Цепочка или пластиковый венчик для защиты крышки от выпадения: если есть цепочка, крышка не потеряется, так как всегда висит возле заливной горловины;
  • Гофра или специальная ручка для легкого откручивания крышки — сегодня можно встретить самые разнообразные формы и размеры.

По материалу изготовления чехлы делятся на две большие категории:

  • Металл (сталь, оцинковка или другое защитное покрытие, а также латунь);
  • Пластик.

Пластиковые крышки имеют то преимущество, что они устойчивы к коррозии и дольше сохраняют свои свойства при воздействии паров топлива. Металлические чехлы более прочные, поэтому их чаще используют на грузовиках, тракторах и другой тяжелой технике.

Наконец, все чехлы можно разделить на два класса в зависимости от их назначения:

  • Чехлы, предназначенные для модели автомобиля или модельного ряда;
  • Универсальные чехлы.

Наибольшее применение находят крышки, разработанные для конкретных транспортных средств или модельных рядов, поскольку они разработаны с учетом характеристик бака и топливной системы, они обеспечивают безопасность и надежно закрывают бак. Универсальные крышки — это довольно вынужденное и временное решение, такие крышки подходят для резервуаров с разным диаметром заливной горловины, при необходимости их можно использовать для закрытия практически любого резервуара.

Поэтому на сегодняшний день существует огромное количество крышек топливных баков, но все они в основном имеют одинаковую конструкцию, различаются деталями — клапанами, замками, размерами и материалами.

Типичное устройство крышки топливного бака

Крышка имеет простую конструкцию. В его основе лежит корпус, в нижней части которого имеется резьба или выступы штыка. Кроме того, внизу крышки выступают один-два клапана той или иной конструкции. Сверху крышка закрывается кожухом (вкладышем), в котором могут быть предусмотрены отверстия для впуска воздуха, однако на многих крышках отверстия расположены сбоку, на стыке корпуса и кожуха. По периметру поверхности стопора, прилегающей к горловине, предусмотрено резиновое уплотнительное кольцо (прокладка).

Обычно в вытяжке используются традиционные пружинные клапаны различной конструкции. Впускные клапаны бывают двух основных типов:

  • Клапан со штифтом;
  • Клапан с мембраной или пробкой.

В клапане первого типа через отверстие в нижней части заслонки пропускается штифт, несущий диски с обеих сторон. Верхний диск удерживает пружину, которая опирается своей нижней частью на дно крышки, а нижний диск закрывает отверстие в крышке. Второй тип клапана использует заглушку или диафрагму, которая прижимается к входу пружиной. Обычно такой клапан размещается в отдельном корпусе внутри крышки.

Сливные клапаны представляют собой только мембранные клапаны, так как они обладают большой пропускной способностью и могут очень быстро (за доли секунды) сбросить давление в резервуаре.

Если в крышке два клапана, они объединяются в один паровоздушный клапан, но работают автономно и по сути остаются отдельными клапанами. Обычно выпускной клапан представляет собой диафрагму большого диаметра, которая прижимается пружиной к дну крышки резервуара, а впускной клапан штифтового типа монтируется непосредственно на этой диафрагме. Возможны и другие варианты, например, вертикальное расположение двух мембранных клапанов, однако в этом случае впускной клапан устанавливается на выпускной мембране.

Следует отметить, что в крышках топливных баков мотоциклов и другой малой техники, подверженной значительному опрокидыванию и крену, конструкция клапана предусматривает простейшие элементы защиты от протечек топлива при опрокидывании. Обычно это шар в коническом седле, который, когда резервуар катится слишком высоко, перекатывается через седло и закрывает отверстие клапана. При восстановлении нормального положения шар возвращается на место, открывая отверстие клапана.

Запирающиеся крышки, особенно с кодовыми замками, имеют более сложную конструкцию. В таких крышках устанавливается личинка цилиндрового замка и запорные элементы — это приводит к небольшому увеличению длины и веса крышки (за счет личинки замка). В крышках используются стандартные цилиндрические замки, поэтому здесь мы не будем рассматривать их конструкцию. Кодовый замок более компактный, выбор цифровой комбинации осуществляется с помощью вращающегося диска, однако эти замки также имеют стандартное устройство.

Особенности эксплуатации крышки топливного бака

Особенностей в использовании крышки бачка нет, но есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

В некоторых крышках клапаны расположены таким образом, что открываются с отчетливо слышимым щелчком — иногда это тревожит водителей, но в этом нет ничего плохого. Эти клапаны предназначены для открытия при достаточно низком или высоком давлении в резервуаре, поэтому сильное выравнивание давления происходит с щелчком или хлопком.

В чехлах для мотоциклов, как уже говорилось выше, можно использовать предохранительные клапаны с шаром — этот шар ничем не фиксируется, поэтому просто висит на седле. Если встряхнуть крышку, отчетливо слышен удар мяча, некоторые водители воспринимают этот удар как результат неисправности. Однако на самом деле биение мяча, наоборот, свидетельствует о нормальном состоянии клапана.

При использовании автомобиля необходимо обеспечить правильное и надежное закрытие крышки бачка, а при обнаружении неисправности или повреждения крышки ее необходимо заменить. Потому что неисправная крышка может вызвать утечку топлива, а неисправные клапаны буквально превратят бак в бомбу замедленного действия.

Устройство и работа топливного бака в атомобиле

Топливный бак — одна из основных составляющих любого автомобиля. Пусть эта машина работает на бензине или дизеле, в ней обязательно должен быть бензобак, иначе топливом будет некуда заправляться. Кроме того, по очевидным причинам очень важно, чтобы бензобак был герметичным, прочным, в безопасном месте и чтобы имелась запирающаяся крышка топливного бака.

Объем и материалы для изготовления топливных баков

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Топливный бак

Начнем с того, что объем топливного бака у легковых автомобилей в среднем составляет 55-65 литров (есть, конечно, 35 литров и 85 литров). Независимо от класса автомобиля, используемого топлива и других характеристик, этого водоизмещения должно хватить для преодоления расстояния 500 и более километров.

Материалы для изготовления топливных емкостей в автомобилях делятся на три вида:

  1. Сталь
  2. Алюминий
  3. Сжатый полиэтилен (пластик)

Что касается этих трех материалов, то топливные баки современных легковых автомобилей сделаны из пластика.

Это связано с тем, что пластик не подвержен коррозии, а его молекулярная плотность идеальна для горючих веществ.

А для увеличения прочности бензобака стенки утолщены дополнительными слоями, поэтому выходное отверстие представляет собой отличную герметичную емкость для топлива, выдерживающую высокое давление.

Что касается металлических газовых баллонов, то при их производстве листы свариваются. Эти газовые баллоны лучше всего подходят для дизельного топлива. Алюминиевые материалы лучше всего прижились при использовании сжиженного газа.

Принцип устройства топливного бака

Следующее, что нужно сказать: бензобаки в настоящее время производятся в разных формах, эти характеристики зависят от модели автомобиля, размера двигателя и других подобных отличий. При этом принцип работы остается схожим, есть лишь небольшие отличия, не влияющие на общую работу.

Топливный бак автомобиля: устройство бензобака

Устройство автоцистерны

Начнем с запирающейся крышки топливного бака и дверцы, которая ее закрывает.

Сразу за крышкой находится единственная часть системы, видимая невооруженным глазом: это горловина топливного бака, через нее, а точнее через ее заправочную часть, топливо поступает в «бензобак.

Паз обычно располагается в правой задней части автомобиля (над задним крылом). Чтобы предотвратить попадание внутрь лишнего воздуха и другого мусора, требуется запираемая крышка топливного бака.

После этого горловина подключается к газопроводу цистерны. Диаметр и сечение трубопровода таковы, что заправочная способность составляет 50 литров топлива в минуту (довольно внушительная цифра, учитывая, что общий объем топливного бака составляет около 55 литров).

Затем идет специальный забор топлива, благодаря которому топливо попадает в систему, а его избыток удаляется в топливный бак. Также он оборудован сеткой (фильтром) для дополнительной очистки бензина.

Следующая критическая деталь — электрический топливный насос. С его помощью бензин при нужном давлении поступает в общую систему двигателя.

Насос также оснащен специальным датчиком, который показывает уровень бензина, залитого в топливный бак. Если осталось мало топлива, на приборной панели загорится соответствующая сигнальная лампа.

Надо сказать, что за этим нужно следить, потому что, если бензина будет недостаточно стабильно, насос будет работать на холостом ходу и может сгореть.

Почему у одних автомобилей бензобак справа, а у других слева.

Вы можете быстро ответить на вопрос: с какой стороны находится бензобак ((заправка) в вашей машине?). Удивительно, но не многие быстро ответят на этот вопрос, хотя многие водители регулярно заправляют свою любимую машину, ответ на этот вопрос не составит труда , но некоторые из нас не ответят сразу и сразу, но по крайней мере какое-то время самое интересное то, что если вы зададите другой вопрос, с какой стороны находится руль автомобиля, то все ответят сразу, не задумываясь.

Почему многие сразу не запоминают, где находится бензобак (заливная горловина)? Дело в том, что, в отличие от положения рулевого колеса и других важных частей автомобиля, положение топливного бака не стандартизировано в мировой автомобильной промышленности. Как вы думаете, почему нет мирового стандарта? Давайте разберемся.

Многие из нас, вероятно, считают, что в мировой автомобильной промышленности все еще должен существовать консенсус относительно того, с какой стороны автомобиля лучше всего размещать топливный бак (крышку топливного бака). В результате производители автомобилей по обоюдному согласию стараются устанавливать топливные баки строго с определенной стороны. Но самое странное и самое интересное, что подобный вопрос в автопроме практически никогда не поднимался и не обсуждался.

Следовательно, не существует общих правил, регулирующих расположение бензобака в транспортных средствах. Но это все, что касается положения бензобака, справа или слева. Что касается расположения бензобака в задней части автомобиля, то во многих странах мира производителям автомобилей запрещено оснащать автомобили бензобаком в задней части автомобиля, так как в случае аварии (попадание в сзади автомобиля) высока опасность возгорания топлива.


На фото задний фонарь Bel Air с установленным сзади топливным баком

Даже в мировой автомобильной промышленности существуют стандарты, которых должны придерживаться все производители автомобилей при проектировании автомобилей. Например, автопроизводители, поставляющие автомобили в США, Европу и Россию, должны размещать бензобак в самой широкой части автомобиля, т.е внутри кузова и вне зон его деформации в случае аварии. Кроме того, бензобак следует размещать в таком месте, где в случае утечки топлива он не должен доходить до электрических проводов и горячих частей автомобиля.

Следовательно, эти правила, действующие во многих странах, требуют, чтобы производители автомобилей устанавливали бензобак в транспортном средстве вдали от опасных частей самого автомобиля, а также располагали заправочную горловину топливного бака с левой или правой стороны транспортного средства автомобиль, а бензобак также должен быть размещен рядом с задней частью автомобиля.

Итак, что мы знаем сейчас? Мы знаем, где в современных автомобилях нельзя разместить бензобак. Как производители автомобилей решают, с какой стороны ставить заливную горловину? И кто решает, где будет крышка бака, слева или справа?

Как правило, большинство европейских и американских автомобилей (в том числе и российские) оснащены топливными баками (горловиной), расположенными с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья), в то время как у большинства японских автомобилей крышка бензобака расположена танк с левой стороны.

Конечно, есть исключения, и даже в рамках одной компании, когда модели производятся с баком на другой стороне, в отличие от большинства автомобилей в модельном ряду. Однако на самом авторынке существует четкое разделение машин по расположению топливного бака.

Связавшись с представителем Volkswagen, мы спросили его, почему они предпочитают размещать бензобак на своих автомобилях с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Вот что он ответил:

  • «В автомобилях Volkswagen с левосторонним управлением топливный бак (заливная горловина) всегда находится с правой стороны (со стороны переднего пассажирского сиденья). Это делается так, чтобы крышка топливного бака была обращена к бордюру (бордюру и т.д.), Чтобы водитель не оставался на дороге при открытии топливного бака.
  • В коммерческих автомобилях Volkswagen заливная горловина обычно находится с левой стороны (со стороны водителя), поскольку у них есть сдвижная дверь с правой стороны. Раздвижная дверца оставляет мало места для легкого и безопасного доступа к топливному баку.
  • Кроме того, если в коммерческом транспорте (микроавтобусе) бак расположен справа, то при заправке на СТО эта сдвижная дверь будет страдать от помех топливной форсунки, что будет препятствием для высадки пассажиров из автомобиля. Поэтому в микроавтобусах этой марки топливный бак в настоящее время, как правило, находится на стороне водителя».

А еще мы связались с инженером Fiat-Chrysler, от которого получили аналогичные объяснения, то есть касающиеся выбора положения топливного бака в конкретном автомобиле.

Инженер Toyota, отвечая на аналогичный вопрос, аналогичным образом объяснил нам, почему топливный бак в одних автомобилях находится слева, а в других — справа:

  • «В первую очередь, положение топливного бака (крышка и наливная горловина) определяется исходя из конструкции конкретной модели. Поскольку существуют строгие правила безопасности, прежде чем решить, где будет размещен бак, проводятся различные испытания (краш-тесты), в которых моделируются различные дорожные ситуации, которые могут привести к возгоранию топлива в бензобаке.
  • Затем результаты сравниваются. Если исследования показывают, что нет никакой разницы в положении бензобака, то применяется основополагающий принцип Toyota безопасности и комфорта водителя.
  • Поскольку в Японии левостороннее движение и рулевое колесо соответственно находятся на правой стороне, на многих автомобилях заправочная горловина топливного бака находится на противоположной стороне, так что водитель, открывая бензобак, не находится на обочине проезжей части. В результате выяснилось, что в автомобилях с правым рулем заправочная горловина топливного бака почти всегда располагается с левой стороны (со стороны сиденья переднего пассажира).
  • Для японских автомобилей с левым рулем Toyota помещает топливный бак (заливную горловину) в то же место, что и автомобили с правым рулем, чтобы не увеличивать производственные затраты.
  • В случае грузовиков с правым рулем Toyota очень часто полагается на комфорт и удобство доступа водителя к топливному баку. Чтобы не объезжать машину, во многих больших коммерческих автомобилях топливный бак расположен со стороны водителя (с правой стороны, а рулевое колесо справа)».

Таким образом, основным и основным объяснением того, почему заправочная горловина топливного бака чаще всего располагается со стороны переднего пассажира, является, прежде всего, мера безопасности. Ведь при таком расположении крышки бензобака водитель всегда будет на обочине при заправке автомобиля. Если вы заправляете автомобиль со стороны переднего пассажира, вас отделяет от проезжей части сама машина, что, естественно, повышает вашу безопасность. Ведь это естественно, если вы заправляете машину со стороны водителя, вы не будете защищены от проезжающих мимо машин.

Поэтому в странах с правым рулем, где автомобили едут по левой стороне дороги, крышки топливного бака обычно находятся с левой стороны, а в европейских, российских и американских автомобилях крышка топливного бака обычно находится с правой стороны.

Конечно, есть много других причин, по которым топливный бак в конкретном автомобиле находится на определенной стороне. Все, конечно же, зависит от конструкции автомобиля и его безопасности. Поэтому иногда чисто технически инженеры решают установить танк с совершенно противоположной стороны, в отличие от большинства других машин в их модельном ряду.

В большинстве автомобилей топливный бак расположен сзади по центру. В результате инженерам в этом случае требуется много времени, чтобы решить вопрос, в каком направлении вынуть топливную горловину. В результате проводятся испытания и испытания для определения наиболее безопасного места заправки. При этом оптимальное положение определяется с учетом всей конструкции транспортного средства, а также с учетом одинакового положения рулевого колеса транспортного средства.

Сюда входит расположение выхлопной системы и электрические схемы.

Иногда инженеры долго не могут решить, что делать, в каком направлении вынимать топливный бак, так как у каждой стороны машины есть свои плюсы и минусы.

В этом случае, если конструкторы долгое время не могут определиться с расположением горловины топливного бака, принимается решение, оснастить ли автомобиль двумя топливными пакетами или, в зависимости от класса автомобиля, иногда также оснастить топливный бак машина с двумя бензобаками, естественно, с двух сторон.

Jaguar XJ 1980 года

правда, два топливных бака или две топливные горловины — большая редкость на современном авторынке.

К сожалению, за долгие годы работы автопроизводители не сочли необходимым оборудовать автомобили двумя точками доступа к топливному баку (правая и левая). Причина в том, что такие решения требуют дополнительных затрат и в условиях нынешней конкуренции на автомобильном рынке это невыгодно.

Хотя стоит признать, что, например, два топливных бака, расположенные по бокам, являются отличной идеей не только для удобства водителей, но и позволяют уравнять вес самого автомобиля благодаря массовому балансу топлива в нем топливные баки.

С другой стороны, если производители автомобилей не хотят дополнительных затрат и не решили на сегодняшний день массово использовать два топливных бака в одном автомобиле, было бы не проще стандартизировать положение крышки топливного бака во всем мире машины? Ведь если у всех автомобилей в мире горловина топливного бака будет строго с одной стороны, то все АЗС в мире быстро адаптируются к этому стандарту и организуют АЗС таким образом, чтобы наливная труба находилась только с одной стороны.

В результате на заправке люди не запутаются, забыв, с какой стороны крышка топливного бака находится в машине. Это также позволит равномерно загружать каждую АЗС на АЗС, что не только сократит очереди на АЗС, но и увеличит налоговые поступления в бюджет от продажи топлива, а именно за счет увеличения продаж на всех АЗС.

Но было бы, конечно, лучше, если бы автомобильная промышленность решила оснастить все автомобили двумя топливными баками или двумя крышками (горловинами). Ведь это не только удобно, но и позволит заправкам равномерно распределять автомобильные потоки, не создавая длинных очередей и неудобств для водителей на заправке. Конечно, это также положительно скажется на рентабельности СТО и, как следствие, на налоговых поступлениях в бюджет.

К сожалению, на данный момент в автомобильной промышленности нет единого стандарта и единого мнения по этому вопросу, и поэтому сегодня мы видим на дорогах автомобили с разным положением крышек топливных баков.

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях