Масляный насос двигателя: виды, устройство и принцип работы

Содержание
  1. Виды и устройство насосов
  2. Шестеренчатые насосы
  3. Роторные насосы для перекачки моторного масла
  4. Пластинчатые или шиберные маслонасосы
  5. Как устроен масляный насос на Ладе Самаре (ВАЗ 2114 – 2115)
  6. Понятие и назначение масляного насоса
  7. Редукционный клапан
  8. Как проверить масляный насос
  9. Схема насоса с шестернями внутреннего зацепления
  10. Особенности эксплуатации и неисправности маслонасосов
  11. Ремонт маслонасоса своими руками
  12. Фото: основные этапы ремонтных работ
  13. Преимущества масляных насосов с возможностью регулирования
  14. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ
  15. Демонтаж
  16. Разборка
  17. Сборка и установка
  18. Последствия поломки
  19. Принцип работы регулируемого насоса роторного типа
  20. Система смазки двигателя ВАЗ 2106
  21. Основные причины выхода из строя масляного насоса
  22. Функции, устройство и расположение масляного насоса ВАЗ 2110–12
  23. Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12
  24. Устройство масляного насоса
  25. Принцип действия масляного насоса
  26. Дефектовка и ремонт снятого элемента
  27. Устройство масло насоса шестеренного типа
  28. Виды масляных насосов (зависимо от конструкции)
  29. Полезные советы
  30. Расположение насоса в двигателе и схеме системы смазки
  31. Роторный тип масляного насоса
  32. Видео: Неисправности масляного насоса Volswagen-B3
  33. Описание
  34. Смазка с сухим картером
  35. Конструктивные типы и исполнения насосов
  36. Зубчатые насосы
  37. Шестеренный насос
  38. Ремонт и замена масляного насоса
  39. Схема шестеренчатого насоса с внешним зацеплением

Виды и устройство насосов

Основной принцип работы всех масляных насосов двигателя аналогичен: всасывание моторного масла из масляного поддона (масляного бака) и закачка его в магистраль системы смазки. Конструктивно это могут быть шестеренчатые, роторные и пластинчатые насосы с принудительным регулированием уровня давления или без него. Способ их реализации тоже разный.

Шестеренчатые насосы

Этот тип механизма классифицируется как нерегулируемый. Этот масляный насос приводится в движение коленчатым валом двигателя. На практике это означает, что уровень давления напрямую зависит от оборотов двигателя. Чтобы давление масла в нагнетательной линии системы смазки было постоянным и не превышало критических значений, эти масляные насосы всегда объединены с редуктором давления.

Масляный насос с зубчатой ​​передачей двигателя внутреннего сгорания
Масляный насос с внешним зацеплением

Конструктивно шестеренчатый насос состоит из следующих элементов:

  • Ведущая шестерня соединена с валом двигателя.
  • Ведомая шестерня приводится в движение ведущей шестерней.
  • Герметичный бокс с напорным и всасывающим каналами.
  • Редукционный клапан масляного насоса: это плунжер с пружиной, который при повышении давления выталкивается, открывая канал для слива масла.
  • Прокладки (сальники).

Шестеренные насосы могут быть:

  • Внешний: шестерни расположены бок о бок и имеют внешние зубья. Недостатком этого типа является трудность достижения высокого уровня сжатия, так как это вызывает увеличение удельных давлений в области зацепления зуба. И хотя проблему можно решить с помощью специальной напорной канавки, насосы с такой канавкой малоэффективны в широком диапазоне скоростей, а на малых оборотах производительность будет очень низкой.
  • С внутренним зацеплением: ведущая шестерня имеет внешние зубья и расположена внутри ведомой шестерни, зубья которой направлены внутрь. Шестерни не имеют общей оси и образуют полукруглое пространство (полость). Такой масляный насос имеет более компактные размеры.

шестнасос
Масляный насос с внутренним зацеплением

Принцип работы шестеренчатого насоса очень прост: смазка поступает через всасывающий канал, где сжимается шестернями и под давлением выталкивается в напорный канал. Масляные насосы с внутренним зацеплением могут быть также оснащены разделительным серпом (стенкой-полумесяцем). Устанавливается между зубьями ротора в зоне наибольшего расстояния друг от друга. В результате нагнетательные камеры герметичны и обеспечивается более высокое рабочее давление.

Масляные насосы автомобильного двигателя всегда приводятся в действие двигателем. В этом случае передача может осуществляться с помощью шестерен, приводных цепей или ремней.

Роторные насосы для перекачки моторного масла

Роторные масляные насосы аналогичны внутренним зубчатым колесам. Однако вместо шестерен масло сжимается с помощью неподвижного статора (большего диаметра) и подвижного ротора (расположенного внутри статора). Эти насосы могут быть стационарными (с редуктором давления) и регулируемыми.

Роторный насос для перекачки масла в двигатель
Масляный насос роторного двигателя

Роторные масляные насосы с фиксированной скоростью приводятся в действие коленчатым валом и создают уровень давления, пропорциональный его вращению. Избыточное давление, как в шестеренчатых масляных насосах, сбрасывается редукционным клапаном.

Отличие роторных насосов с регулируемой скоростью заключается в наличии подвижного статора и специальной регулирующей пружины. Сам процесс регулировки основан на принципе изменения объема рабочей полости (пространства между роторами), которое осуществляется поворотом статора. Например, если частота вращения коленчатого вала увеличивается, двигатель потребляет больше масла, что приводит к снижению давления.

Пружина реагирует на это и перемещает статор, изменяя положение ведомого ротора и изменяя рабочую полость насоса. Увеличилась производительность масляного насоса. Регулируемый масляный насос поддерживает стабильный уровень давления независимо от режима работы двигателя.

Пластинчатые или шиберные маслонасосы

пласт-насос
Принцип работы пластинчатого насоса

Для некоторых типов двигателей можно использовать пластинчатый или пластинчатый масляный насос. Эта конструкция позволяет регулировать производительность в зависимости от частоты вращения двигателя.

Пластинчатый насос состоит из корпуса, внутри которого находятся ротор и статор. Их оси смещены, за счет чего внизу образуется пространство в форме полумесяца. Ротор также снабжен подвижными пластинами, вставленными в специальные пазы. Под действием центробежной силы в области пространства между ротором и статором они расширяются и образуют отдельные камеры сжатия масла. По мере вращения ротора объем камер непрерывно изменяется. По мере увеличения объема создается вакуум, и масло всасывается. По мере уменьшения камеры давление увеличивается и производится откачка.

Как устроен масляный насос на Ладе Самаре (ВАЗ 2114 – 2115)

Какие детали входят в конструкцию:

  • ведомая шестерня;
  • ведущая шестерня;
  • корпус насоса;
  • редукционный клапан давления;
  • пробка;
  • пружина клапана сброса давления;
  • передний сальник коленвала;
  • уплотнительное кольцо;
  • резиновое уплотнительное кольцо;
  • крышка помпы;
  • маслоприемник.

Понятие и назначение масляного насоса

«Масляный» насос — это насос, который оказывает давление на смазочный материал в системе, так что все движущиеся части двигателя внутреннего сгорания снабжены смазкой. В сухом картере, помимо смазки, эта часть автомобиля также способствует перекачке масла из картера в масляный бак.

Масляный насос приводится в движение коленчатым валом или распределительным валом через коленчатый вал.

Редукционный клапан

Практически не существует методов, позволяющих проверить предохранительный клапан масляного насоса без необходимости его разборки. Но вы можете проверить это ртом — этот метод тоже рекомендуют специалисты. На штуцер клапана прикладывается ткань, через которую хорошо проходит воздух. Затем они делают глубокий вдох. Если есть сильное сопротивление, значит, клапан в порядке.


Виды (по характеру управления)

Их можно объединить в две группы, в зависимости от характеристик управления:

  1. Регулируемый.
  2. Не регулируется.

Первые поддерживают постоянное давление в системе смазки, регулируя производительность насоса. В нерегулируемых, давление не меняется благодаря действию редуктора давления.

Как проверить масляный насос

Единственный параметр, который нужно проверить без разборки — это давление масла в системе. Для оперативного контроля некоторые машины оснащены стрелочным индикатором и показывают минимально допустимое давление на холостом ходу с горячим маслом. Датчик сигнальной лампы настроен на такой же порог, это аварийный индикатор, поэтому он имеет красный цвет.

Давление можно измерить с помощью внешнего манометра, ниппель которого навинчивается на место датчика. Если его показания не соответствуют норме, мотор придется демонтировать в любом случае из-за общего износа или неисправности помпы. На некоторых машинах движение можно остановить, но сейчас это встречается крайне редко.

Снятый насос разбирается и детально оценивается его состояние. Чаще всего наблюдается износ зубьев ротора и шестерни, люфт в осях, сломанные отверстия в корпусе, неисправность редукционного клапана, даже простое его засорение. При обнаружении износа насосный агрегат заменяется новым.

Схема насоса с шестернями внутреннего зацепления

1. Масляный ресивер
2. Жилье
3. Ведомая шестерня
4. Приводной механизм
5. Охват
6. Корпус редукционного клапана
7. Передний сальник коленвала
8. Кольцо круглого сечения
9. Пружинный предохранительный клапан
10 . Поршень редукционного клапана

Особенности эксплуатации и неисправности маслонасосов

В системах смазки с мокрым картером (масло находится в картере двигателя) масляный насос расположен между масляным баком и фильтром в передней части двигателя. В системах с сухим картером (запас смазочного материала в специальной емкости) насос располагается между масляным резервуаром и фильтром очистки. В некоторых моделях автомобилей он также может располагаться рядом с дополнительным маслоохладителем системы воздушного охлаждения. Его легко найти, остановившись на трансмиссии привода масляного насоса, соединенного с коленчатым валом.

Срок службы насосов довольно большой — несколько сотен тысяч километров. Основными требованиями для правильного функционирования данного агрегата являются использование качественного масла, регулярная чистка фильтра, а также своевременное наполнение и замена. Неправильный запуск двигателя может оказать негативное влияние, особенно при низких температурах, а также попадание охлаждающей жидкости в масло.

Наиболее частые проблемы:

  • Изношенные зубья шестерни или поверхности ротора.
  • Увеличены промежутки между основными рабочими элементами и корпусом.
  • Поверхностная коррозия.
  • Выход из строя редуктора давления (заклинивание, несвоевременная работа).
  • Неисправности в приводе масляного насоса.

Неисправности масляного насоса приводят к нарушению способов подачи смазки к основным узлам двигателя. В этом случае как слишком высокое, так и низкое давление плохо для двигателя. В случае неисправности масляного насоса в большинстве случаев его полностью заменяют на новый.

Ремонт маслонасоса своими руками

Масляный насос считается механизмом, который может отремонтировать даже неопытный водитель. Все дело в простоте конструкции и минимальном количестве комплектующих. Для ремонта помпы вам понадобятся:

  • ключи на «10» — 2 шт.;
  • линейка — 1 шт.;
  • зонды — наборы;
  • порок.

Для ремонта масляного насоса его нужно снять с автомобиля и разобрать. Деталь лучше разбирать в следующем порядке:

  1. Отсоедините маслопровод от корпуса насоса.
  2. Снимите три крепежных болта.
  3. Отсоедините предохранительный клапан.
  4. Снимите пружину с клапана.
  5. Снимите крышку с помпы.
  6. Вытащите главную шестерню и вал из корпуса.
  7. Затем снимаем вторую передачу.

Фото: основные этапы ремонтных работ


После отключения масло может вытекать из патрубков, поэтому рекомендуется заранее подготовить тряпку


Насос фиксируется всего тремя болтами, поэтому снять его будет несложно


лучше всего разбирать насос в чистом помещении, чтобы пыль не попала внутрь

На этом разборка масляного насоса считается завершенной. Все снятые детали промыть бензином (керосином или обычным растворителем), просушить и осмотреть. Если деталь имеет трещину или следы износа, ее необходимо заменить в обязательном порядке.

Следующий этап ремонтных работ — регулировка расстояний:

  • между осью и второй шестерней зазор не должен быть более 0,1 мм (необходимо измерить линейкой), если зазор больше, то следует заменить вторую шестерню;
  • между зубьями двух шестерен должно быть не более 0,25 мм;
  • зазор между верхом шестерен и крышкой не более 0,2 мм;
  • расстояние между корпусом насоса и внешней стороной любой шестерни не более 0,25 мм.

После проверки параметров можно переходить к завершающему этапу ремонта, проверке пружины на клапане. В свободном положении нужно измерить длину пружины — она ​​не должна быть длиннее 3,8 см. Если пружина сильно изношена, ее рекомендуется заменить.

при ремонте обязательно менять сальник и прокладки, даже если они находятся в удовлетворительном состоянии.

После замены всех изношенных элементов масляный насос необходимо собрать в обратном порядке.

Преимущества масляных насосов с возможностью регулирования

предпочтительно использование регулируемых масляных насосов, поскольку такие модели обладают рядом очевидных преимуществ:

  • снижение доли мощности, забираемой от двигателя (примерно на 33%),
  • снижение интенсивности расхода масла за счет уменьшения количества оборотов, уменьшения частоты,
  • уменьшение вспенивания масла.

Регулируемый масляный насос позволяет добиться равномерной циркуляции масла в системе смазки и увеличить срок ее службы (реже его нужно заменять), что дает значительное экономическое преимущество.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Конструкция масляного насоса, к какому бы типу он ни относилась, относительно проста, что обеспечивает его надежность и долгий срок службы. И все же у него есть неисправности, а точнее он один — снижение производительности, что приводит к падению давления в системе. А это уже может привести к более серьезным сбоям, так как недостаточно смазанные узлы начинают интенсивно изнашиваться из-за «голодания» масла. Это может происходить по разным причинам.

  1. Первый из них не касается насоса, но приводит к негативным последствиям в его работе: засорению сети маслоприемника продуктами износа и грязи. В результате в насос подается недостаточное количество масла. Устранить такую ​​неисправность несложно — достаточно снять масляный поддон и ресивер, а затем тщательно очистить и промыть сетку.
  2. Проблема падения давления может возникнуть из-за износа компонентов насоса или продолжительной работы с маслом, содержащим большое количество загрязняющих веществ. Это приводит к образованию и увеличению зазоров между частями насоса. По этой причине через эти зазоры смазка просто течет в полость нагнетания, и шестерни или роторы не могут захватить ее, чтобы перекачать ее в трубопровод. В большинстве случаев работоспособность системы смазки восстанавливается заменой изношенных элементов или агрегата в целом.
  3. Перепускной клапан также может создавать проблемы. Из-за грязи он может заклинивать в открытом положении, и масло будет постоянно стекать в поддон. Эта неисправность устраняется разборкой и промывкой насоса и его каналов.

Демонтаж

В зависимости от ситуации масляный насос можно полностью заменить или провести ремонтные работы: поменять передачи, вернуть в работу редукционный клапан насоса.

Но обо всем по порядку. В любом случае работа начинается с разборки масляного насоса:

  1. Перед снятием поддона для доступа к насосу обязательно слейте масло.
  2. Для этого прогрейте двигатель до рабочей температуры, откройте сливное отверстие и дождитесь, пока стечет вся жидкость.
  3. Слив также можно проводить в холодном состоянии, только из-за высокой вязкости масло может течь долгое время и большая его часть все равно останется внутри картера.
  4. После слива масла отверните три болта крепления кожуха картера с помощью ключа на 8 мм. Защита перекрывает доступ к маховику рядом с картером двигателя.
  5. Снимите кожух маховика, а затем выверните болты из картера. Вот и все, теперь можно снимать крышку.
  6. Перед вами коленчатый вал и масляный поддон, где находится нужный насос.
  7. Открутив три крепежных болта, вы сможете отсоединить всасывающий патрубок от насоса.
  8. Проходим в моторный отсек. Поднимите капот и снимите пластиковую крышку. Это кожух, который закрывает ремень ГРМ.
  9. Далее нужно снять правое переднее колесо, разобрать стопорную шайбу шкива, затем снять сам шкив.
  10. Снимаем ремень ГРМ и откручиваем шесть болтов крепления масляного насоса. Здесь вам понадобится ключ на 8 мм.
  11. Снимите масляный насос с коленчатого вала.

Разборка

Если вы не хотите или пока не можете получить новую помпу, вы можете попробовать ее отремонтировать. Возможно, проблема в сломанном клапане или изношенных шестернях.

  • Снимите прокладку с помпы;
  • Выкрутите болт крепления датчика положения коленчатого вала;
  • Открутив шесть крепежных болтов, можно снять крышку с насоса;
  • Используя пару отверток, поднимите корпус так, чтобы штифты на нем свободно выходили из своих отверстий;
  • Снимите корпус, отсоедините его от крышки;
  • Теперь нужно снять с крышки две шестерни. Сначала идет главная шестерня, затем снимается ведомая шестерня;
  • На очереди — редукционный клапан. Необходимо открутить колпачок, под которым находится уплотнительное кольцо;
  • Проверьте состояние этой пломбы. Если кольцо имеет следы повреждений, оно слишком раздавлено, обязательно замените его новым;
  • Снимите пружину клапана;
  • Теперь вы можете снять сам клапан. Для этого аккуратно постучите корпусом по чистой деревянной подставке;
  • Клапан может заблокироваться. Не волнуйтесь. Возьмите тонкий заостренный предмет, подденьте и удалите элемент. Металлические предметы лучше не использовать, чтобы не повредить поверхность;
  • Проверить текущее состояние алюминиевой крышки. При наличии глубоких царапин, следов износа замените;
  • Если на корпусе насоса есть признаки износа, даже не пытайтесь что-либо ремонтировать. Единственно правильным решением будет полностью заменить его;
  • также необходимо убедиться, что шестерни и диаметр их посадочных мест правильные;
  • Максимальный диаметр гнезда ведомой шестерни 75,1 мм. Если он больше, корпус заменяется;
  • Измерьте ширину груди по центру. Если калибр меньше 3,4 мм, он изношен и требует замены;
  • Что касается толщины шестерен, то согласно требованиям толщина основной составляет не менее 7,42 мм, а ведомой — 7,35 мм. В случае отклонения от нормы передачи меняют.

Сборка и установка

Если удалось отремонтировать масляный насос, остается собрать и установить агрегат на место. Если вы решили полностью заменить устройство, пропустите первую часть дальнейших инструкций.

  1. Установите ведомую шестерню на корпус скосами на зубьях.
  2. Кроме того, в новой шестерне привода помпы заменены скосы на зубьях.
  3. Не забудьте смазать шестерни маслом, чтобы они работали надежнее и дольше.
  4. Установить на место крышку помпы, открутить все крепления.
  5. Смажьте старый, новый или отремонтированный предохранительный клапан перед его повторной установкой.
  6. Клапан входит в свое седло. Убедитесь, что установка перевернута.
  7. Теперь настала очередь пружины и крышки, которая обернута уплотнительным кольцом. Опять же, эти элементы предварительно смазываются моторным маслом.
  8. Через маслоприемную трубку масло снова заливается в агрегат.
  9. По завершении сборки поверните шестерни насоса на несколько полных оборотов. Это обеспечит эффективную смазку всех поверхностей внутри насоса.

Блок собран, можно ставить на место. Из-за этого:

  • Замените ремень ГРМ, натянув его на ролики. Не забудьте установить его в соответствии с этикетками;
  • Верните пластиковую крышку ремня на место, установите колесо;
  • Теперь нужно пройти под автомобилем, чтобы установить масляную пробку на помпу;
  • Обязательно обработайте картер компаундом, чтобы удалить всю смазку. Обработать герметиком;
  • Советуем поставить новую прокладку на картер, после чего наносится еще один слой герметика;
  • Блок обезжиривается, кожух возвращается на место;
  • Для облегчения крепления вкрутите несколько болтов в разных местах, затем вкрутите все остальное;
  • На маховик устанавливается ограждение, возвращается на место ограждение картера;
  • Долейте масло в систему, запустите двигатель, дайте маслу распределиться по компонентам.

Если провести все манипуляции правильно и сначала определить, что вышла из строя именно помпа, контрольная лампа на панели приборов погаснет.

Масляный насос играет огромную роль в работе системы смазки двигателя, поэтому при первых признаках поломки немедленно отправляйтесь в мастерскую или доверьте замену проверенным специалистам СТО.

Последствия поломки

Масляный насос отвечает за подачу необходимого количества смазки к нагруженным компонентам. При выходе из строя механизма может начаться нехватка масла элементов ДВС, что чревато следующими последствиями:

  • запуск вкладышей коленчатого вала;
  • износ подшипников;
  • перегрев камеры сгорания;
  • образование задиров на парах сцепления;
  • отказ двигателя или заклинивание.

Что вы можете сделать, чтобы масляный насос прослужил счастливой и счастливой жизни? Прежде всего, выполните обычные сервисные процедуры — своевременную замену моторного масла и комплекта фильтров. Во время обслуживания попросите техника проверить, все ли в порядке с масляным насосом. Что ж, если проблема уже появилась, с ее решением лучше не затягивать. Как весь насос, так и отдельные запчасти можно приобрести, если пришло время его ремонтировать.

Принцип работы регулируемого насоса роторного типа

Принцип работы роторного типа с регулируемым насосом

A — Сторона выпуска
B — Сторона всасывания

  1. дренажная полость
  2. внешний ротор
  3. внутренний ротор
  4. регулировочная пружина
  5. всасывающая полость
  6. трансмиссионный вал
  7. подвижный статор

С увеличением частоты вращения коленчатого вала потребность в потоке масла увеличивается, в результате чего давление в системе снижается. Регулирующая пружина, реагируя на уменьшение давления, приводит в действие статор, который затем воздействует на ведомый ротор, который касается его. В результате объем всасывающей полости уменьшается, и, как следствие, снижается производительность масляного насоса.

Система смазки двигателя ВАЗ 2106

Система смазки любого двигателя — это комплекс различных элементов и деталей, позволяющих качественно обслуживать силовой агрегат. Как известно, залог успеха двигателя — полноценная смазка, чтобы движущиеся детали как можно дольше не изнашивались.

На автомобилях ВАЗ 2106 система смазки считается комбинированной, так как смазка трущихся деталей двигателя осуществляется двумя способами:

  • путем распыления;
  • под давлением.

Минимальное давление масла в системе при температуре эксплуатации двигателя 85-90 градусов должно составлять 3,5 кгс / см2, максимальное — 4,5 кгс / см2.

Общий объем всей системы составляет 3,75 литра. Система смазки «шестерка» состоит из следующих компонентов, каждый из которых потребляет или проводит свою долю масла:

  • поддон жидкости;
  • индикатор уровня;
  • насосный агрегат;
  • патрубок для подачи масла к двигателю;
  • фильтрующий элемент масляный;
  • клапан;
  • датчики давления масла;
  • автомагистрали.

Масляный насос играет важнейшую роль в работе всей системы смазки. Это устройство предназначено для обеспечения непрерывной циркуляции масла через все компоненты системы.

Качественная смазка двигателя позволяет продлить срок его службы даже при агрессивном стиле вождения

Основные причины выхода из строя масляного насоса

Срок службы масляного насоса ВАЗ 2110-12, регламентированный заводом-изготовителем, составляет 150-200 тысяч километров. Однако это не означает, что насос не прослужит дольше или выйдет из строя гораздо раньше. Основные причины, по которым он может перестать работать нормально:

  • потребляемый ресурс;
  • преждевременная замена масляного фильтра, в результате чего в систему попадают частицы металла (продукты трения), действующие на детали насоса как абразив, и засоряется сетка фильтра маслоприемника;
  • использование масла, не соответствующего требованиям производителя автомобиля.

Функции, устройство и расположение масляного насоса ВАЗ 2110–12

Система смазки двигателя предназначена для своевременной подачи моторного масла к движущимся и наиболее горячим элементам силового агрегата. Масло подается из поддона и циркулирует по специальным каналам внутри блока и головки блока цилиндров. Масляный насос обеспечивает принудительную циркуляцию смазочного материала.

Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12

На ВАЗ 2110-12 масляный насос расположен в правом нижнем углу блока цилиндров под шестерней коленчатого вала, приводящей в действие газораспределительный механизм.

Где масляный насос

Масляный насос расположен в правом нижнем углу двигателя под шестерней коленчатого вала

Это касается восьми и шестнадцати клапанных двигателей. Корпус насоса также является боковой крышкой силового агрегата.

Устройство масляного насоса

Конструкция масляного насоса очень проста и включает в себя следующие элементы:

  • футляр с крышкой;
  • ведущая и ведомая шестерни;
  • редуктор давления с пружиной;
  • маслоприемник.

Где масляный насос

Масляный насос имеет простую конструкцию на основе двух шестерен

Принцип действия масляного насоса

Насос приводится в движение валом двигателя через шестерню. Последний вращает ведомую шестерню, создавая пониженное давление на входе в устройство и более высокое давление на выходе. Таким образом, масло из картера через маслоприемник поступает в насос, а оттуда в маслопровод двигателя. Когда давление внутри насоса начинает превышать допустимое значение, подпружиненный предохранительный клапан сливает излишки масла в поддон.

Дефектовка и ремонт снятого элемента

Посмотрим, как проверить снятый масляный насос. Поверка заключается в визуальном осмотре, измерениях и сравнении результата измерения с номинальными размерами.

Отвинтите крышку маслоприемника вместе с редукционным клапаном. Стоит приложить усилия, чтобы не потерять пружинную упорную шайбу. Затем обратите внимание, что некоторые болты будут меньше других. Затем этот болт должен снова встать на место.

Для измерения пружины используйте штангенциркуль. В покое он должен быть не менее 38 миллиметров в длину. Затем снимается крышка, на которой останутся следы изготовления шестерен. Если заедание глубокое, износ масляного насоса большой. Крышку можно отремонтировать: ее пол необходимо выровнять.

Далее снимаем ведущую шестерню и визуально проверяем состояние ее зубьев. Если на зубах есть царапины и потертости, это говорит о сильном износе. Также следует проверить ведомую шестерню. Главное в нем — отверстие, в котором находится ось фиксации.

Затем проверяются стенки корпуса устройства и ось ведомой шестерни. Желоба, канавки, различные дефекты свидетельствуют о попадании мусора в рабочую зону внутри насоса.

Устройство масло насоса шестеренного типа

Шестерни расположены в корпусе масляного насоса автомобиля, одна из которых основная (первая), а другая ведомая (вторая). Шестерни подают масло из всасывающего патрубка в систему, проталкивая смазку через напорный патрубок. Скорость двигателя напрямую влияет на производительность. Если во время работы такого масляного насоса создается избыточное давление масла, автоматически срабатывает предохранительный клапан и часть масла направляется в картер двигателя. Поэтому шестеренчатый тип масляного насоса по схеме его работы относится к насосу нерегулируемого типа

Виды масляных насосов (зависимо от конструкции)

По конструктивным особенностям они могут быть:

  1. Роторного типа (масло перекачивается с лопастей ротора).
  2. Тип шестерни (масло передается шестернями).

Последние, в свою очередь, по конструкции делятся на два типа: с внешними шестернями (две шестерни расположены рядом друг с другом) и с внутренними шестернями (одна шестерня находится в другой). Если производительность таких насосов одинакова, габаритные размеры шестеренчатого насоса с внутренним зацеплением меньше, чем у шестеренчатых насосов с внешним зацеплением, из-за расположения шестерен друг в друге.

Полезные советы

совершенно очевидно, что даже такое надежное решение, как масляный насос, имеет ограниченный срок службы. Конечно, для увеличения ресурса необходимо учитывать причины выхода из строя масляного насоса, рассмотренные выше. Понимание причин помогает избежать подобных проблем.

Во-первых, вы всегда должны регулярно менять масло и масляный фильтр, а также следить за уровнем и состоянием моторного масла. Если вы видите, что масло сильно почернело, изменилась его вязкость и есть проблемы с давлением масла в разных режимах работы ДВС, необходимо проверить смазку и работоспособность масляного насоса двигателя.

При необходимости осмотра и замены масляного насоса необходимо также заменить моторное масло и масляный фильтр и тщательно очистить картер, проверить состояние клапана сброса давления и маслозаборника. Также рекомендуется тщательно промыть систему смазки перед заливкой нового масла.

Расположение насоса в двигателе и схеме системы смазки

Обычно масляный насос расположен в передней части двигателя и приводится в действие цепью, шестернями или непосредственно от коленчатого вала. Наиболее компактная компоновка достигается, когда насос выполнен в виде передней стенки, через которую выступает наконечник коленчатого вала, куда вставлены вспомогательные шкивы и звездочки привода газораспределительного механизма и агрегатов. Передний сальник коленвала также запрессован в корпус насоса.

расположение масляного насоса в двигателе

Иногда насос опускают ниже в картер, снабжают ведущей звездочкой и отдельной цепью. Там же можно разместить балансирные валы. К корпусу насоса крепится литая или трубчатая масляная пробка с крупной сеткой. По направлению потока масла за насосом устанавливается полнопоточный масляный фильтр, откуда масло уже разгоняется в систему.

Роторный тип масляного насоса

роторный масляный насос

1 полость всасывания 2 масло 3 внешний ротор 4 полость трансмиссии 5 ведущий вал 6 внутренний ротор

Роторный масляный насос в принципе аналогичен внутреннему зацеплению. Но его рабочие органы — это не шестерни, а два ротора с лопастями. В нем также есть дренажная полость, через которую перекачивается масло, но нет сектора разделения, так как он не нужен. В отличие от зубьев, лезвия улавливают больше масла, что позволяет закачивать его в систему в необходимом количестве. На транспортных средствах используются как фиксированные, так и регулируемые роторные насосы.

Их преимуществом, помимо компактных размеров, является уменьшенный отбор мощности от двигателя.

Нерегулируемая версия работает по тому же принципу, что и шестеренчатая, то есть перепускной клапан используется для поддержания давления в определенном диапазоне.

Тип регулируемого насоса гарантирует поддержание определенного значения давления в любом режиме работы двигателя. Это достигается за счет использования в конструкции дополнительного элемента — подпружиненного подвижного статора. В результате в нем помещаются роторы, а сам статор располагается в корпусе насоса.

Масляный насос регулируемого роторного типа
1 силовая камера 2 внешний ротор 3 внутренний ротор 4 регулировочная пружина 5 всасывающая камера 6 вал двигателя 7 подвижный статор A — нагнетательная сторона B — всасывающая сторона

Его задача — изменять объем разрядной полости, существующей между роторами. А работает это так: на малых оборотах, когда давления недостаточно, пружина перемещает статор, увеличивая объем, что приводит к перекачке большего количества масла, что увеличивает давление.

На высоких оборотах, когда давление увеличивается, масло начинает преодолевать силу пружины и из-за чего статор отодвигается и зазор уменьшается, это уменьшает количество перекачиваемого масла. Таким образом, за счет движения ротора и уменьшения-увеличения напорной полости можно поддерживать давление на строго определенном значении.

Видео: Неисправности масляного насоса Volswagen-B3

Описание

Система смазки двигателя предназначена для обеспечения элементов конструкции двигателя достаточным количеством смазочного масла. Это замкнутая система, в которой масло должно выполнять большое количество задач:

  • Смазка всех скользящих частей
  • Охлаждение деталей двигателя — защита от перегрева
  • Удаление отложений, остатков сгорания и износа
  • Защита от коррозии
  • Подавление шума и вибрации
  • Прокладка высшего качества (например, поршневые кольца)
  • Мощность и передача энергии
  • Системы смазки двигателя
  • В области смазки моторным маслом различают следующие системы смазки:
  • Циркуляционная смазка под давлением
  • Смазка с сухим картером
  • Циркуляционная смазка под давлением

В этом типе смазочного материала, который нашел свое применение почти во всех четырехтактных двигателях, масло прокачивается через резьбу или каналы через большое количество точек смазки. Помимо различных точек опоры валов, достаточное количество масла подается также для элементов гидравлической компенсации (гидравлических толкателей) клапанов, коромысел, приводных цепей валов и их натяжителей, а также для поршней.

Для очистки масла между масляным насосом и точками смазки используются различные типы фильтров для грубой, тонкой и сверхтонкой очистки. Маслоохладители с воздушным или водяным охлаждением часто используются для охлаждения масла.

Создание чрезмерно высокого давления масла, которое может возникнуть в основном при запуске с холодным двигателем или на высоких оборотах двигателя, предотвращается с помощью соответствующего предохранительного клапана. Он расположен рядом с насосом на напорной стороне или непосредственно на корпусе насоса и позволяет сбросить избыточное давление в масляный поддон.

Смазка с сухим картером

Смазка с сухим картером — это особый вид смазки с циркуляцией под давлением. В этой системе масло, поступающее обратно из двигателя, перекачивается в отдельный резервный масляный бак через специальный всасывающий насос.

Отсюда моторное масло перемещается дальше в соответствующие точки смазки с помощью подающего насоса. Преимущество этой конструкции заключается в том, что, несмотря на крайнее положение опрокидывания или возникающие в результате центробежные силы, всегда гарантируется адекватная подача масла. По этой причине эта конструкция часто находит применение в производстве внедорожников или в гонках.

Масляный насос

Конструктивные типы и исполнения насосов

Масляные насосы очень разные по конструкции и внешнему виду. Принцип работы насоса, тип привода и конструкция корпуса — самые распространенные различия.

В зависимости от цели применения, места установки и производительности используются масляные насосы, которые работают по разным принципам.

Наиболее распространены следующие модели насосов:

  • Шестеренчатые насосы
  • Шестеренчатые насосы
  • Роторные насосы

Зубчатые насосы

В шестеренчатых насосах масло перемещается между зубьями и стенкой за счет вращательных движений двух шестерен. Включение пары шестерен предотвращает обратное попадание масла в картер. Таким образом, с одной стороны образуется зона высокого давления, а со стороны входа — зона низкого давления.

Шестеренный насос

В шестеренчатом насосе внешнее зубчатое колесо, расположенное в корпусе насоса, расположено эксцентрично по отношению к внутреннему колесу. Как и в обычном шестеренчатом насосе, масло подается в промежутки между зубьями. При непрерывном вращении насоса с одной стороны, при котором зубья движутся в направлении друг друга, образуется зона пониженного давления. Это сторона всасывания насоса. А в том месте, где зубы снова сходятся, создается большее давление. Здесь под давлением выбрасывается масло. Преимущество шестеренчатых насосов перед обычными шестеренчатыми насосами заключается в повышенной мощности насоса, особенно на низких скоростях.

Ремонт и замена масляного насоса

Практика показывает, что при выходе из строя масляного насоса

Практика показывает, что при неисправности масляного насоса его, скорее всего, потребуется заменить. Первый признак того, что нужно покупать масляный насос — это увеличение расхода масла и значительное отклонение давления от нормы. Необходимо немедленно обратиться в СТО за помощью квалифицированных специалистов.

вы можете устранить неисправность самостоятельно, только если точно знаете, что к ней привело. Однако обычно полностью меняют механизм — цена масляного насоса вполне доступная.

Количество предложений на рынке позволяет выбрать запчасть, которая точно подходит к конкретному автомобилю. Важно помнить, что после разборки старого оборудования и установки нового необходимо убедиться в герметичности соединений, а также заменить моторное масло и фильтры.

Схема шестеренчатого насоса с внешним зацеплением

Схема насоса с внешним зацеплением
1. Коробка передач
2 канал всасывания
3 ведущая шестерня
4 коленчатый вал
5 дренажный канал
6 ось ведомой шестерни

Источники

  • https://TechAutoPort.ru/dvigatel/sistema-smazki/maslyanyi-nasos-dvigatelya.html
  • https://prometey96.ru/ustrojstvo-avto/maslyanyj-nasos.html
  • https://pnzavto.ru/teoriya/maslyanyy-nasos-ustroystvo-printsip-raboty-tipy-gde/
  • https://avto-melvin.ru/vidy-i-princzip-raboty-maslyanogo-nasosa-avtomobilya/
  • https://fastmb.ru/auto_shem/142-maslyanyy-nasos.html
  • https://AutoVogdenie.ru/kak-rabotaet-maslyanyj-nasos.html
  • https://lkard-lk.ru/avtolyubitelyu/maslonasos-kak-ustroen-i-rabotaet-neispravnosti
  • https://avtika.ru/ustroystvo-i-printsip-raboty-maslyanogo-nasosa-dvigatelya/
  • https://seite1.ru/zapchasti/maslyanyj-nasos-opisanievidyremontzamenaustrojstvoprincip-raboty/.html
  • https://FokSevmash.ru/dvigatel/maslyanyj-nasos.html
  • https://topvariator.ru/dvigatel/sistema-smazki-dvigatelja/masljanoy-nasos
  • https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/maslyanyiy-nasos-dvigatelya/
  • https://principraboty.ru/princip-raboty-maslyanogo-nasosa/
  • https://autokontact.ru/maslyanyj-nasos-avtomobilya/

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях