Компрессор кондиционера автомобиля: устройство и принцип работы

Содержание
  1. Как работает кондиционер в автомобиле
  2. Откуда берется холод?
  3. Виды, устройство и принцип работы компрессора
  4. Аксиально-поршневой нагнетатель
  5. Привод и электромагнитная муфта
  6. Откуда берется грязь и плесень?
  7. Кондиционер в составе климат-контроля
  8. Как часто проверять кондиционер автомобиля
  9. Что проверять
  10. Полезные советы по эксплуатации автомобильного кондиционера
  11. Автокондиционер: электронно-механическое регулирование
  12. Положительные и отрицательные стороны
  13. Защитные устройства (датчики) автокондиционера
  14. Датчик давления хладагента и скорость вентилятора
  15. Измерительный преобразователь (трансдуктор) давления
  16. Автокондиционер и микроконтроллерные системы управления
  17. Датчик контроля солнечной нагрузки
  18. Основные характеристики компрессора
  19. Вес
  20. Мощность
  21. Максимальное давление
  22. Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля
  23. Основные элементы системы кондиционера
  24. Связь самочувствия водителя и микроклимата в салоне
  25. Неисправности и обслуживание автомобильного кондиционера
  26. Достоинства и недостатки кондиционеров в автомобилях

Как работает кондиционер в автомобиле

сложно представить компрессор изолированным от всей системы, поэтому для начала кратко рассмотрим принцип работы системы кондиционирования. Устройство автомобильного кондиционера ничем не отличается от устройства холодильных установок или бытовых кондиционеров. Это закрытая система с холодильными линиями. Он циркулирует по системе, поглощая и выделяя тепло.

Компрессор выполняет основную задачу: он обеспечивает циркуляцию хладагента по системе и разделяет его на контуры высокого и низкого давления. Сильно нагретый газообразный хладагент под высоким давлением течет от компрессора к конденсатору. Затем он превращается в жидкость и проходит через ресивер-осушитель, из которого выходит вода и мелкие примеси. Затем хладагент поступает в расширительный клапан и испаритель, который представляет собой небольшой радиатор. Происходит дросселирование теплоносителя, сопровождающееся сбросом давления и понижением температуры. Жидкость снова переходит в газообразное состояние, охлаждается и конденсируется. Вентилятор нагнетает охлажденный воздух в автомобиль. Кроме того, уже газообразное вещество при низкой температуре возвращается в компрессор. Цикл повторяется снова. Горячая часть системы относится к зоне высокого давления, а холодная часть — к зоне низкого давления.

Откуда берется холод?

Теперь предлагаем узнать, как работает кондиционер в машине. Принцип работы автоматического кондиционера в целом аналогичен принципу работы холодильника, несмотря на различную конструкцию агрегатов. Контур кондиционирования воздуха во всей машине представляет собой герметичную систему, которая включает в себя многие из элементов, описанных выше. Принцип работы кондиционера в автомобиле заключается в преобразовании потока горячего воздуха в холодный, в чем агрегату помогают расходные материалы — масло и фреон. Масло используется для смазки компрессорного устройства, а также всей системы в целом.

Что касается фреона, то это специальный расходный материал, разработанный для использования в автомобильных конденсаторах. В отличие от других газов, таких как пропан, он безопасен для здоровья человека.

Поскольку в машине работает кондиционер:

  1. Когда водитель нажимает кнопку активации, включается муфта нажимного ролика. Вал, который также с ним соединен, приводится в действие под действием приводного ремня.
  2. Кроме того, срабатывает компрессорное устройство, которое сжимает газ и передает его в радиаторный узел, где фреон охлаждается.
  3. Устройство вентиляции также способствует более быстрому охлаждению. Во время движения автомобиля устройство обдувается струей нагнетаемого воздуха. За счет охлаждения вещество конденсируется, после чего фреон в жидком состоянии переходит в ресивер. Далее проводится процесс фильтрации фреона, в результате которого жидкость дополнительно переводится в очищенную форму.
  4. Когда газ очищается, он попадает в автомобиль, выполняя функцию охлаждения, но при этом проходит через расширительный клапан. Адаптер монтируется на патрубке, по которому фреон передается в испарительный агрегат. Когда объем газа в испарительном устройстве достигнет необходимого уровня, клапан автоматически закроется.

В зависимости от системы различные регуляторы и другие запасные части также могут помочь охлаждать воздушный поток.

Схема и принцип работы кондиционера в автомобиле: как устроен прибор и система кондиционирования

Схема подключения кондиционера

Виды, устройство и принцип работы компрессора

Компрессор — объемный вентилятор. Он начинает свою работу после включения кнопки кондиционера в машине. Устройство имеет постоянное ременное соединение с двигателем (трансмиссией) через электромагнитную муфту, что позволяет устройству запускаться при необходимости.

Компрессор кондиционера
Компрессор кондиционера

Компрессор всасывает газообразный хладагент из зоны низкого давления. Также из-за сжатия повышаются давление и температура теплоносителя. Это основные условия его расширения и дальнейшего охлаждения в расширительном клапане и испарителе. Специальное масло используется для увеличения срока службы компонентов компрессора. Одна часть остается в компрессоре, а другая протекает через систему. Компрессор оборудован предохранительным клапаном, который защищает агрегат от избыточного давления.

В системах кондиционирования воздуха бывают следующие типы компрессоров:

  • аксиально-поршневой;
  • аксиально-поршневой с вращающейся наклонной шайбой;
  • лопасть (поворотная);
  • спираль.

Наиболее распространены аксиально-поршневые и аксиально-поршневые компрессоры с наклонным вращающимся диском. Это самый простой и надежный вариант устройства.

Аксиально-поршневой нагнетатель

Коленчатый вал компрессора приводит в движение наклонную шайбу, которая, в свою очередь, создает возвратно-поступательное движение поршней в цилиндрах. Поршни движутся параллельно валу. Количество поршней может различаться в зависимости от модели и конструкции. Их может быть от 3 до 10. Таким образом, формируется ощущение работы. Клапаны открываются и закрываются. Хладагент всасывается и выгружается.

компрессор кондиционера
Аксиально-поршневой компрессор

Мощность кондиционера зависит от максимальной скорости компрессора. Производительность часто зависит от оборотов двигателя. Диапазон скорости вращения вентилятора от 0 до 6000 об / мин.

Чтобы устранить зависимость компрессора от частоты вращения двигателя, используются компрессоры с переменной производительностью. Это достигается за счет использования вращающейся автомата перекоса. Угол наклона диска изменяется с помощью пружин, которые регулируют работу всего кондиционера. В компрессорах с неподвижными осевыми дисками регулирование достигается отключением и повторным включением электромагнитной муфты.

Привод и электромагнитная муфта

Электромагнитная муфта обеспечивает связь между работающим двигателем и компрессором при включенном кондиционере. Сцепление состоит из следующих компонентов:

  • шкив на подшипнике;
  • электромагнитная катушка;
  • пружинный диск со ступицей.

компрессор veanf
Устройство электромагнитной муфты

Двигатель приводит в движение шкив через ременное соединение. Подпружиненный диск соединен с приводным валом, а катушка соленоида соединена с корпусом компрессора. Между диском и шкивом есть небольшой зазор. Когда кондиционер включен, электромагнитная катушка создает магнитное поле. Подпружиненный диск и вращающийся шкив соединены. Компрессор запускается. Когда кондиционер выключен, пружины отводят диск от шкива.

Откуда берется грязь и плесень?

Когда тепло «всасывается» воздухом, на поверхности испарителя, который по сути является алюминиевым радиатором, образуется конденсат. За час путешествия может образоваться до 2-3 литров жидкости, все зависит от влажности воздуха. Чтобы эта жидкость не капала в салон (испаритель находится прямо под приборной панелью), в нем есть слив, патрубок, по которому вода отводится наружу. Эта трубка, а также сами ячейки испарителя — первые враги очистки. Влажный испаритель притягивает пыль, как фильтр для воды, а вместе с ней и бактерии, и споры грибов. После выключения автомобильного кондиционера температура испарителя повышается, создавая влажную и теплую среду, идеально подходящую для развития микроорганизмов. Вот почему чаще всего именно здесь начинается распространение плесени в климатической системе.

Второй источник проблем скрывается внутри воздуховодов системы вентиляции, которая примыкает к испарителю. Он работает в паре с кондиционером и тоже не закрывается — внутрь могут попасть бактерии, вирусы или пыль. Они падают и оседают на стенах, а при прохождении воздушного потока летят прямо в салон. А как же салонный фильтр? При своевременной замене он задерживает только самые крупные загрязнения, но если фильтр не менять вовремя, он сам может стать источником плесени или патогенных микроорганизмов. Поэтому чистка только кондиционера автомобиля — полдела, сами воздуховоды тоже следует содержать в чистоте.

Кондиционер в составе климат-контроля

Кондиционер может быть отдельной системой или входить в состав кондиционера. Во втором случае все внутренние системы — вентиляция, отопление и кондиционирование — взаимодействуют между собой и управляются электронным блоком (ЭБУ). Например, поддержание заданной температуры в салоне автомобиля обеспечивается за счет подогрева воздуха после охлаждения. То есть часть прошедшего через испаритель воздушного потока направляется в радиатор печки и затем смешивается с основным, регулируя тем самым температуру. При этом устройство автомобильного кондиционера, используемое в климат-контроле, не отличается от оборудования, выполненного как отдельная система.

Как часто проверять кондиционер автомобиля

Управление кондиционером осуществляется как в штатном, так и в аварийном режиме. В первом случае проверяется уровень фреона и масла в системе, а также степень герметичности. В соответствии с регламентом большинства современных автомобилей, относительные проверки и заправка фреоном должны проводиться:

  • для автомобилей до шести лет — каждые два года;
  • для автомобилей старше шести лет — 1 раз в год.

Однако вопрос, как управлять автомобильным кондиционером, часто интересует людей, которые покупают подержанную машину и не знают, как работает кондиционер, потому что продавец всегда скажет, что проблем нет, или что вам просто нужно заправить фреоном. Но бывшие автовладельцы часто ошибаются при использовании кондиционера! Следовательно, проверка требуется, если владелец дает любой из следующих ответов:

  • кондиционер работает, но необходимо заправляться фреоном (хладагентом);
  • кондиционер работал в прошлом году и в тот сезон работал;
  • на зимний период из системы был выпущен фреон;
  • ремень компрессора снят, порван, ремень старый и тд;
  • имеется механическое повреждение, разгерметизация системы (например, повреждение радиатора, трещины в трубах и т д).

Обратите внимание, что ремонт автомобильного кондиционера может стоить порядка 500… 1000 долларов. Следовательно, при частичном браке агрегата можно начинать говорить о снижении общей стоимости автомобиля

Если при включенном кондиционере появляется неприятный запах, имеет смысл очистить его специальными моющими средствами

Чтобы управлять автоматическим климат-контролем своими руками, нужно провести диагностику отдельных узлов климатической системы. Если при включенном кондиционере появляется неприятный запах, имеет смысл очистить его специальными моющими средствами.

Что проверять

На практике существует список типовых узлов и деталей системы кондиционирования, которые теоретически могут выйти из строя, поэтому их нужно проверять при появлении признаков неисправности. Перечислим их по порядку:

  • Конденсатор. Этот агрегат обеспечивает охлаждение фреоном. Если он частично поврежден или загрязнен, соответствующее охлаждение будет выполнено с низкой эффективностью. В этом случае обычно происходит перегрев и повышение давления в системе кондиционирования.
  • Компрессор. Обеспечивает рабочее давление в системе. Обычно его выход из строя происходит из-за разгерметизации системы, износа уплотнений, ослабления натяжения приводного ремня, износа сальников, подшипников, трещин в корпусе и общего загрязнения.
  • Испаритель. При выходе из строя в салоне появляется неприятный запах, а также на воздуховодах может появиться влага. Неисправности испарителя обычно вызваны коррозией корпуса испарителя или засорением дренажной трубы.
  • Получатель. В его задачи входит удаление лишней влаги из кондиционера и очистка его от частиц износа. На неисправность ресивера может указывать постоянное покрытие труб конденсатом.
  • Термостатический расширительный клапан (ТРВ). В его обязанности входит контроль уровня охлаждающей жидкости и регулирование давления в зависимости от количества фреона и температуры. При выходе из строя термостатического клапана наблюдается нестабильная работа кондиционера, периодические его отключения, промерзание труб и нерегулярная подача холодного воздуха в салон.
  • Датчик давления. Он предназначен для аварийного отключения кондиционера в случае критического падения уровня хладагента в системе.
  • Поклонник. Не все кондиционеры оснащены дополнительными вентиляторами. Они предназначены для дальнейшего охлаждения теплоносителя. Обычно неисправность вентилятора возникает из-за выхода из строя его подшипника или сбоев в электросети автомобиля.

Часто при диагностике состояния кондиционера проверяют еще и герметичность системы, наличие протечек хладагента. Лучше всего это сделать в автосервисе, но вы можете провести ряд проверок самостоятельно.


Полезные советы по эксплуатации автомобильного кондиционера

Следующие советы помогут продлить срок службы автомобильного кондиционера:

  1. Промывка конденсатора и моторного отсека от солевых отложений каждую весну.
  2. Кондиционер необходимо включать (даже в холодную погоду) не реже одного раза в месяц. Если машина стоит на длительной стоянке, раз в неделю необходимо включать кондиционер на 7-10 минут, чтобы увеличить время работы устройства.
  3. Регулярная проверка надежности крепления фреоновой магистрали.
  4. Если на улице жарко, перед включением прибора необходимо на несколько минут открыть все окна автомобиля.
  5. 1-2 раза в год следует пополнять запас фреона, так как он в любом случае улетучивается через резьбовые соединения.
  6. есть возможность запустить кондиционер, обеспечив герметичность в салоне, необходимо поднять стекло и закрыть люк. Ни в коем случае не стоит открывать окна во время работы кондиционеров, так как поток воздуха извне заставит устройство работать на полную мощность, ухудшая состояние его деталей, а также увеличивая расход топлива.

Внимание! Чтобы автомобильный кондиционер работал исправно, необходимо его регулярно включать, иначе металлические детали устройства пострадают от коррозии, а резиновые детали высохнут из-за нехватки масел.

Теперь понятно, что это за автомобильные кондиционеры и в чем специфика их работы. Автомобили, оборудованные такими системами, предпочитают многие автомобилисты из-за удобства. В некоторых странах управление транспортным средством без этой функции запрещено законом.

По принципу устройства автомобильный кондиционер бывает ручным и автоматическим. В первом случае устройство запускает компрессор по команде владельца. Климатические системы работают автономно, запуск осуществляется сенсорами без вмешательства человека.

Если автомобильный кондиционер не встраивается производителем, то его установка может быть обеспечена самим владельцем. Достаточно купить устройство с необходимой мощностью, работающее от прикуривателя. По эффективности примитивные вентиляторы уступают стационарным системам, но это не делает их менее популярными.

Автокондиционер: электронно-механическое регулирование

Вместе с электронным контролем температуры кондиционера автомобиля обычно работает ряд механических устройств, отвечающих за обработку и распределение воздуха внутри салона. Среди таких механических систем следует выделить следующие:

  • заслонка смесителя воздуха,
  • управление «печкой» автомобиля,
  • двигатель и механизм миксера,
  • электромагнитные клапаны для вакуума.

Поэтому автокондиционер следует рассматривать как довольно продвинутое устройство с технологической точки зрения, оснащенное механизмами и наборами самых разных функций и сложностей. Следует помнить, что эта техника постоянно совершенствуется, так как сами машины совершенны.

Положительные и отрицательные стороны

Преимущество только одно: кондиционер обеспечивает прохладу в салоне летом.

Но есть много минусов:

  • Кондиционер нуждается в обслуживании. Автовладелец должен следить за состоянием трубопроводов и их стыков, периодически заливать охлаждающую жидкость;
  • Автомобили, оснащенные таким оборудованием, стоят дороже, а наличие кондиционера значительно увеличивает цену модели.
  • Включение кондиционера увеличивает расход топлива или заряд аккумулятора электромобиля;
  • Воздух, охлаждаемый кондиционером, подается вентилятором, поэтому в салоне создается сквозняк, который может вызвать болезнь;
  • Если удалить конденсирующуюся на испарителе влагу, бактерии в воздухе останутся на этом радиаторе. Накопившиеся на испарителе бактерии и грибки не только создают неприятный запах в салоне, но и могут вызывать аллергию;
  • Ремонт кондиционера стоит дорого, поэтому многие автомобилисты не спешат восстанавливать систему, предпочитая запускать машину без ремонта системы кондиционирования (такая поломка никак не влияет на работу двигателя);
  • Фреон — химически агрессивное вещество, поэтому со временем приведет к повреждению компонентов системы, в основном магистралей и радиаторов.

Защитные устройства (датчики) автокондиционера

Традиционно каждый автомобильный кондиционер имеет предохранительный выключатель температуры, расположенный непосредственно на корпусе холодильного компрессора. Защитный термовыключатель предотвращает возможное повреждение компрессора из-за чрезмерного внутреннего трения механических частей.

Датчик тепловой защиты (корпус): А — конструкция устройства (в разрезе); Б — компрессор кондиционера; 1 — биметаллическая пластина; 2 — неподвижный контакт; 3 — подвижный контакт; 4 — традиционная точка установки

Датчик переключателя определяет температуру корпуса компрессора. Если обнаруживается изменение заданного параметра предельной температуры корпуса, термодатчик прерывает электрическую цепь привода муфты компрессора.

Между тем, у переключателя есть функция сброса. Поэтому контур питания снова замыкается, как только корпус компрессора остынет до рабочей температуры.

Датчик давления хладагента и скорость вентилятора

В схеме автоматического климат-контроля используется датчик, отслеживающий давление фреона в системе. Датчик давления (по сути, переключатель) используется для управления мощностью цепи привода муфты компрессора.

Если параметр давления охлаждающей жидкости ниже установленного на реле (настройка датчика), мембранный элемент внутри устройства перемещает шток и размыкает группу контактов. Аналогичное действие происходит при слишком высоком давлении хладагента.

Реле этого типа используются двух типов:

  1. Двойное переключение (бинарный переключатель).
  2. Тройной переключатель).

Вторая версия датчика также контролирует скорость вращения вала вентилятора, охлаждающего конденсатор. Используется для включения вентилятора конденсатора при заданном давлении хладагента.

Например, он включает вентилятор конденсатора на максимальной скорости с давлением хладагента 1770 кПа. Этот тип датчика-реле выполняется одиночными или комбинированными устройствами для двух или трех диапазонов давления.

Измерительный преобразователь (трансдуктор) давления

Этот тип предохранительного реле давления представляет собой эталонный датчик с герметичным манометром, емкостной датчик давления со встроенным преобразователем сигналов. Измеритель обеспечивает выходное напряжение 0,5 В и требует регулируемого источника питания 5 В.

В процессе работы датчик создает давление, отклоняя керамическую диафрагму, состоящую из двух частей, половина которой представляет собой конденсатор с параллельными пластинами.

Преобразование осуществляется изменением емкости под действием давления теплоносителя в районе керамической диафрагмы. Следовательно, получается аналоговый выход интегрального сигнала преобразователя.

Электроника датчика давления расположена на гибкой цепи, установленной в верхней части устройства. Плата обеспечивает линейную калибровку емкостного сигнала от керамической чувствительной диафрагмы.

Преимущества использования датчика по сравнению с обычными реле давления очевидны. Здесь давление постоянно контролируется, и сигналы отправляются в электронный блок управления (ECM). Обычное реле давления обычно имеет верхнюю и нижнюю точку разрыва.

Контроллер ЭСУД отключает компрессор кондиционера при низком или высоком давлении хладагента, а электронное диагностическое оборудование может использоваться для получения информации о давлении в системе, что упрощает диагностику проблем.

Автокондиционер и микроконтроллерные системы управления

Для включения и выключения электрических цепей кондиционера, управления компрессором и вентилятором конденсатора используются микропроцессорные системы трех конфигураций:

  1. Микропроцессор управления двигателем (ЕСМ).
  2. Микропроцессор управления телом (BCM).
  3. Микропроцессор силового агрегата (PCM).

Цифровые сигналы от различных датчиков, контролирующих:

  • скорость двигателя,
  • скорость передвижения,
  • температура охлаждающей жидкости,
  • активация переключателя кондиционера,
  • реле давления,
  • выключатели термостата кондиционера автомобиля,
  • положение дроссельной заслонки,

они постоянно контролируются микропроцессорами ECM, BCM, PCM кондиционера. Эти цифровые сигналы преобразуются в схеме микропроцессора в значения, необходимые для выполнения следующих действий:

  • отключение компрессора кондиционера высокого / низкого давления в системе;
  • отключение компрессора кондиционера при понижении температуры в салоне;
  • включение / выключение вентилятора конденсатора;
  • увеличение холостого хода двигателя при включенной системе кондиционирования;
  • отключение компрессора кондиционера на высоких оборотах двигателя;
  • задержки запуска компрессора кондиционера при запуске двигателя;
  • включить электровентилятор двигателя при заданной температуре охлаждающей жидкости;
  • отключение компрессора кондиционера при слишком высокой температуре охлаждающей жидкости;
  • компрессор кондиционера останавливается, когда дроссельная заслонка полностью открыта.

Датчик контроля солнечной нагрузки

Устройство измерения нагрузки солнечного кондиционера представляет собой фотохимический диод (PCD), обычно расположенный в верхней части приборной панели.

Назначение этого датчика — генерировать и передавать сигнал модулю электрического климат-контроля (ECCM) для определения интенсивности солнечного света.

Солнечная нагрузка существенно влияет на температуру в салоне автомобиля. Если солнечная нагрузка слишком высока, на что указывает датчик солнечной нагрузки, ECCM активирует эту функцию.

В частности, он увеличивает скорость вращения вентилятора испарителя и температуру охлаждения кондиционера, чтобы компенсировать дополнительную тепловую нагрузку.

Аналогичное действие происходит, если солнечная нагрузка мала, что снова определяется датчиком солнечной нагрузки. В этом случае ECCM A / C снижает скорость вентилятора испарителя и настраивает систему на слабое охлаждение.

Обычно с датчиком солнечной нагрузки работает другое устройство: датчик наружной температуры. Устройство представляет собой резистор с отрицательным коэффициентом (NTC) с низким входным напряжением. Датчик изменяет сопротивление в зависимости от температуры наружного воздуха.

Стандартное расположение — это место, где поток окружающего воздуха максимален, обычно за бампером автомобиля или в области передней решетки. Этот автомобильный климатический датчик контролирует температуру наружного воздуха и связан с преобразователем для вывода параметров на дисплей приборной панели.

Основные характеристики компрессора

Водители озабочены производительностью при замене вышедшего из строя компрессора новой деталью. Рассмотрите устройство компрессора автомобильного кондиционера от своего автомобиля, подбирайте аналог исходя из внешних геометрических параметров, конструкции и используемого хладагента.

Вес

Взвесьте старую деталь. Не верьте мнению «сложнее, лучше». Компрессор автомобильного кондиционера может весить 5-7 кг и более. Даже чем тяжелее агрегат, тем холоднее будет производить кондиционер, но при этом потребуется больше мощности от двигателя — ваш автомобиль может быть не предназначен для этого. Выбирайте на автомобильном рынке запчасть не по весу, а по VIN-коду или номеру кузова вашего автомобиля.

Мощность

Этот показатель указывают далеко не все производители: кроме того, данные могут быть неточными. Не стоит произвольно выбирать мощность устройства, так как на автозаводе параметр рассчитывается именно под силовой агрегат и класс вашего автомобиля:

  • автомобили класса В и С теряют 4 литра при включении кондиционера, т.е.компрессоры имеют мощность 2,9 кВт;
  • автомобили класса D и E расходуют 5-6 л сек., что соответствует мощности узла 4-4,5 кВт.

Но есть понятие «продуктивность», и уделите ему больше внимания. Короче говоря, это количество рабочей жидкости, которая приводит вал в движение за один оборот.

Максимальное давление

Единица измерения этого параметра — кг / см2. Вы можете самостоятельно проверить давление компрессора кондиционера автомобиля с помощью манометров с подходящими разъемами или (точнее) с помощью подходящего блока манометров.

Показатель зависит от маркировки хладагента и температуры окружающей среды. Так, для хладагента R134a при + 18-22 ° C на градуснике в контуре низкого давления будет 1,8-2,8 кг / см2, высокого — 9,5-11 кг / см2.

Проверку управления компрессором автомобильного кондиционера на рабочее давление лучше всего проводить в сервисной службе.

Промывка и чистка компрессора кондиционера автомобиля

Пыль и влага не попадают в закрытую систему. Но бывает так:

  • кондиционер может разгерметизироваться, поэтому внутрь попадет грязь;
  • поршни изнашиваются, по контуру начинает циркулировать стружка;
  • хозяин залил не то масло, прореагировал рабочей жидкостью и образовались хлопья.

В этих случаях необходимо промыть и очистить климатическое оборудование.

Простому автолюбителю этого делать не стоит по нескольким причинам:

  • оборудование не требуется;
  • не всем известна сложнейшая технология очистки узла;
  • можно отравиться ядовитыми веществами разложения фреона.

Оцените свои навыки, отнесите машину в автомастерскую.

Основные элементы системы кондиционера

Схема и принцип работы кондиционера в автомобиле: как устроен прибор и система кондиционирования

Какие элементы автомобильного кондиционера входят в состав автомобиля, какие расходные материалы следует использовать для обслуживания системы кондиционирования, какова принципиальная схема агрегата? Для начала разберемся, как работает кондер.

В зависимости от модели агрегата и автомобиля устройство автомобильного кондиционера может отличаться:

  1. Компрессорное устройство. Этот агрегат используется для сжатия расходуемого вещества — газа, а также его дальнейшего распределения по системным магистралям.
  2. Термостатический расширительный клапан или расширительный клапан. Расширительный клапан автомобильного кондиционера — это устройство, предназначенное для регулирования перегрева пара. Если этот элемент по какой-то причине сломается, это может привести к более серьезным сбоям в работе системы кондиционирования.
  3. Конденсаторная или радиаторная группа. Это теплообменник, используемый для преобразования газа в жидкое состояние. Конденсатор позволяет теплу оставшегося воздушного потока отводиться в окружающую среду. Когда конденсатор обрабатывает воздух, его пары выходят через верхнюю часть агрегата. Конденсатор передает их по линиям системы. Если уровень давления жидкости слишком низкий, после попадания в конденсатор она переместится в испаритель. Как правило, по конструкции это устройства многолучевого или ленточного типа.
  4. Катушка. Используется для направления потока расходных материалов при перемещении движущихся компонентов системы. При поломке этого элемента будет нарушена герметичность системы в целом, соответственно это приведет к ее менее эффективной работе. Катушку или ниппель следует сначала проверить, если есть проблемы в работе конденсатора.
  5. Связь. Еще один важный элемент, в который входит электрическая цепь. Он установлен перед компрессорным устройством. Конструкция этого компонента включает змеевик, нажимную пластину и вал. Принцип катушки заключается в формировании магнитного поля, когда напряжение начинает течь к устройству.
  6. Комплект уплотнительных колец. Прокладки компонентов, как следует из названия, используются для уплотнения и обеспечения герметичности системы в целом. Как правило, эти комплектующие чаще всего выходят из строя, то есть теряют эластичность после зимних холодов. Из-за их износа в системе также могут возникать утечки. В таком случае автовладельцу необходимо будет приобрести комплект уплотнительных колец для кондиционеров автомобиля и заменить их.
  7. Ресивер-осушитель. Это может зависеть от конструкции, в устройстве агрегата. Ресивер служит для обеспечения защиты работы компрессорного устройства, способствует более полному испарению газа. Ресивер позволяет предотвратить попадание расходных материалов в компрессор, но следует учитывать, что автомобиль может не быть оборудован этим устройством. При отсутствии устройства функцию испарения жидкости будет выполнять моторный отсек, а точнее его высокая температура (видео Нурлана Темырбекова).

Связь самочувствия водителя и микроклимата в салоне

Все производители уделяют внимание проблемам обеспечения комфортных условий пребывания в автомобиле. По результатам многочисленных исследований установлено, что наиболее комфортными показателями климата для водителя / пассажиров являются температуры в диапазоне 18-20 ° при уровне влажности 40-70%. Понижение температуры до 10-15 ° C приводит к переохлаждению организма и замедляет психические и физиологические процессы. Повышение температуры до 25 ° С и выше приводит к повышенной утомляемости, снижению концентрации внимания и появлению признаков сонливости. Дальнейшее повышение температуры до 30 ° C становится опасным: нарушается координация движений водителя, замедляется реакция, резко снижается способность правильно оценивать дорожную обстановку.

Система вентиляции в принципе не способна контролировать микроклимат: в жаркую погоду при движении на малых скоростях (например, в городском потоке) она вообще приходит в негодность. Сэкономить деньги может только кондиционер, поэтому водители, чьи автомобили не оборудованы современной системой кондиционирования, задумываются об ее установке. Поскольку их автомобиль не предназначен для этого, потребуется хотя бы базовое понимание того, как это устройство работает и работает.

Неисправности и обслуживание автомобильного кондиционера

Герметичная система циркуляции хладагента, правильное количество и своевременное обслуживание кондиционера — главные условия нормальной и длительной работы системы. Рекомендации по замене салонных фильтров, необходимое количество охлаждающей жидкости и много другой полезной информации даны в мануале на конкретный автомобиль.

Рассмотрим несколько распространенных сбоев и их причины:

  • запотевание стекол свидетельствует о необходимости замены воздушного фильтра салона или подтяжки / замены ремня привода компрессора;
  • слишком медленное охлаждение часто связано с загрязнением испарителя или конденсатора или разгерметизацией холодильного контура;
  • неприятный запах часто проявляется при длительных паузах в работе кондиционера и устраняется промывкой с помощью специальных составов.

Неисправности основных узлов кондиционера влекут за собой дорогостоящий ремонт. Особенно, если речь идет о замене компрессора. Теоретически замену можно произвести самостоятельно, но для этого нужна диагностика, которая подтвердит неисправность того или иного компонента.

Соблюдение правил эксплуатации и ухода продлит срок эксплуатации кондиционера. Например, вы должны включать его хотя бы раз в месяц, даже в холодное время года. Осторожная промывка моторного отсека снизит коррозию дорожных реагентов. Кроме того, хладагент все еще выходит из системы через резьбовые соединения. Раз в год-два необходимо пополнять запас охлаждающей жидкости с помощью профессионального измерительного оборудования и соответствующих инструментов.

Как правило, периодическое обслуживание системы кондиционирования воздуха лучше проводить не реже одного раза в год. Оптимальные сезоны для службы — осень или весна. Работу можно выполнить самостоятельно или обратиться к профессионалам. В первом случае необходимо внимательно изучить конструкцию и рабочие характеристики того или иного кондиционера, чтобы избежать серьезных повреждений, вызванных неквалифицированным обслуживанием. Стабильная работа кондиционера возможна только при правильной эксплуатации и соблюдении режима технического обслуживания. Все системы и агрегаты автомобиля так или иначе связаны между собой, и неисправность одной из них приводит к повышенному расходу топлива, повышенному износу узлов и многим другим неприятным последствиям.

Достоинства и недостатки кондиционеров в автомобилях

На первый взгляд кажется, что у устройства нет недостатков — есть преимущества, но все наоборот. Главное преимущество в том, что кондиционер автомобиля просто обеспечивает прохладу в салоне в жаркое время года, водителю не нужно открывать дополнительные окна. Но есть внушительный список минусов:

  • кондиционер работает по отдельной технологической цепочке — каждый из элементов требует обслуживания, что приводит к дополнительным расходам на обслуживание;
  • работающий кондиционер увеличивает расход топлива в среднем на 10%. Как ни странно, но если ехать с открытыми окнами в жару, расход топлива будет таким же (это связано с аэродинамикой);
  • цена автомобиля с автомобильным кондиционером выше, чем без него;
  • если привод компрессора влияет на коленчатый вал, при пуске мощность автомобиля может снизиться, расход топлива увеличится, дозаправка потребуется через меньшее количество километров;
  • работа вентилятора обеспечивает циркуляцию холодного воздуха — водитель и его пассажиры могут простудиться;
  • сам фреон — едкий газ, разрушающий трубопровод, поломки неизбежны с годами;
  • электрический кондиционер быстро разрушит аккумулятор автомобиля;
  • бактерии, осевшие на элементах кондиционера автомобиля, свободно циркулируют по салону.

Еще один недостаток — дорогой ремонт, ведь многие автовладельцы попросту отказываются его ремонтировать при поломке устройства.

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях