Как регулировать зазоры клапанов

Содержание
  1. Принцип работы клапанов ГРМ ДВС
  2. С какой периодичностью производится регулировка
  3. Для чего нужны зазоры клапанов
  4. Как понять, что пора регулировать клапана
  5. Как выставить правильный зазор
  6. Когда нужно регулировать клапана?
  7. Подготовка
  8. Как отрегулировать с помощью рейки и индикатора
  9. Видео о последовательности проведении работ
  10. Если неправильно выставил зазоры клапанов
  11. Слишком большой зазор
  12. Если в таком режиме двигатель будет работать долгое время, то:
  13. Слишком маленький зазор
  14. Последствия малого зазора клапанов:
  15. Необходимо как можно скорее отрегулировать зазоры клапанов при появлении следующих признаков:
  16. Разные конструкции ГРМ
  17. Если стоит ГБО (газ)
  18. Зазор клапанов и регулировочные шайбы
  19. Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа
  20. Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2108–2115
  21. Как регулировать 6-цилиндровый рядный мотор: видео
  22. Куда установить распредвал
  23. Видео: как отрегулировать зазоры на переднеприводных Ладах
  24. Фазы газораспределения
  25. Как измерить зазор клапанов
  26. Признаки и последствия неправильного зазора
  27. Большой зазор
  28. Маленький зазор
  29. Регулировка зазоров клапанов
  30. Инструменты:
  31. Регулировка щупом
  32. Устройство привода
  33. Полезные советы
  34. Способы обеспечения теплового зазора
  35. Влияние тепловых зазоров на работу двигателя.
  36. Почему увеличивается зазор в клапанах
  37. Последствия увеличенных зазоров клапанов
  38. Уменьшенные зазоры клапанов
  39. Последствия уменьшенных зазоров клапанов
  40. Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах

Принцип работы клапанов ГРМ ДВС

Обычный рядовой водитель в случае необходимости регулировки клапанов своими руками не делает, а идет в автосервис. Потому что это требует определенных навыков и времени. Чтобы научиться регулировать зазоры клапанов, нужно знать, как они работают.

Двигатель внутреннего сгорания имеет два вала: коленчатый вал (коленчатый вал) и распределительный вал (распределительный вал). Между собой они соединены шкивами и ремнем, звездочками и цепью. Самый распространенный вариант — моторчик с ременным приводом ГРМ. Соотношение привода коленчатого вала к распределительному валу составляет 2: 1 (два к одному).

Кулачки имеют особую гладкую неправильную форму, которая закрывает и открывает клапаны в соответствии с положением коленчатого и распределительного валов, ходом и фазами двигателя и синхронизацией.

Когда двигатель внутреннего сгорания работает, он соответственно нагревается, нагреваются его части, которые расширяются от высокой температуры. По этой причине расстояние между распределительным валом и толкателем клапана изменяется незначительно.

Вопрос: Почему двигатель по-разному работает в холодных и жарких условиях? Ответ: Потому что, когда двигатель прогревается для работы, толкатель клапана плотно прижимается к клапану и распределительному валу. Это обеспечивает эффективную работу двигателя внутреннего сгорания.

Причем, если конец клапана останавливается над толкателем, между седлом и тарелкой появляется зазор, а это приводит к снижению компрессии в цилиндре.

компрессию проверить несложно: заглушите двигатель, открутите колпачок, вместо этого включите специальный манометр, поверните ключ зажигания, выйдите и посмотрите, какое давление показывает манометр этого цилиндра.

И, если закрытый конец клапана находится под толкателем, в течение определенного времени газораспределения клапан не откроется на полное расстояние, на которое он должен. Это приводит к потере мощности из-за медленного отвода выхлопных газов.

С какой периодичностью производится регулировка

Конечно, регулировка клапана производится, когда накопился определенный пробег, но даже для разных автомобилей он разный. Эту информацию можно найти в инструкции. Но опытные автомобилисты советуют заезжать на АЗС каждые 20-45 тысяч километров для отечественных автомобилей и 60-100 тысяч для иномарок.

Но если вы знаете, как клапанный зазор влияет на работу двигателя, вы сможете вовремя определить проблемы самостоятельно. Если при открытом капоте двигатель шумит, как будто стоит швейная машинка, то срочно ехать на заправку. Второй признак — падение мощности: машина как раньше «не тянет». В такой ситуации не нужно ждать, пока машина выйдет за положенный пробег, нужно действовать максимально быстро.

Ремонт автоклапанов

Сама по себе работа по регулировке очень экономична и занимает около часа — нужно дождаться, пока двигатель остынет.

На некоторых автомобилях регулировка вообще не производится, если используются специальные гидроподъемники. Они сами по себе обеспечивают оптимальные режимы и могут нуждаться только в замене, но это бывает редко. Гидравлические подъемники можно установить на большинство автомобилей и навсегда забыть о такой регулировке.

Для чего нужны зазоры клапанов

Чтобы двигатель работал наилучшим образом, чтобы полностью развить все свои рабочие характеристики, клапаны должны двигаться четко и синхронно. Клапаны должны идеально сидеть на своих местах и ​​открываться по максимуму.

При правильном зазоре клапанов теплый двигатель работает почти так же хорошо, как и холодный, а это означает, что потеря мощности минимальна.

При длительной эксплуатации автомобиля, например, при круглосуточной работе в такси, клапаны быстрее теряют свою регулировку. Многие наверное слышали, мол, как стучат клапана. Пришло время отрегулировать клапаны.

Совет автомобильных экспертов: проверять и регулировать клапаны необходимо каждые 25 тысяч километров реального проезда. Конечно, существует множество модификаций и марок двигателей. Правильнее будет прочитать инструкцию по эксплуатации того или иного двигателя. Возможно, там и не потребуется никаких корректировок.

Как понять, что пора регулировать клапана

В принципе, частота этой процедуры описана в руководстве по эксплуатации машины. В среднем это нужно делать каждые 50-80 тысяч пробегов, а если на автомобиль установлен газ, то немного чаще.

Если прислушаться к работе двигателя, можно заметить характерный шум или стук, в результате чего мастер сразу определяет необходимость проведения процедуры регулировки.

Как выставить правильный зазор

Есть специальная инструкция по регулировке клапанов переднеприводных и заднеприводных автомобилей.

как правильно отрегулировать клапан

Да, головка клапана должна плотно входить в седло, но должен быть микрозазор. Требуется, чтобы шток клапана был герметичным, не упирался жестко в верх.

Есть зазоры, которые строго рассчитываются и устанавливаются производителем двигателя. Следовательно, зазор не должен превышать 0,15 мм. Максимально допустимое отклонение от этого значения составляет 0,05 мм. Это нужно проверять, когда двигатель внутреннего сгорания холодный.

Правильная регулировка клапана означает большую мощность двигателя (тягу), низкий расход топлива.

Когда нужно регулировать клапана?

Период настройки клапана зависит от конструкции двигателя и указывается отдельно для агрегата. Обычно процедура проводится не часто, где-то через 50 или 80 тысяч километров. Хотя специалисты говорят, что лучше проверять почаще, особенно если автомобиль оборудован газовой топливной системой.

Подготовка

Перед началом работ лучше тщательно вымыть кузов и очистить моторный отсек от пыли и грязи, чтобы после снятия крышки ГБЦ в двигатель не попало ничего лишнего. Поэтому очень желательно установить автомобиль на ровной поверхности, задействовать стояночный тормоз и поставить упоры под колеса. Будет полезно иметь хорошее и равномерное освещение. Если последнего недостаточно, приобретите дополнительные источники света.

Противооткатные упоры для колес

Такие стопы совсем не обязательно покупать, их можно сделать своими руками

Затем вам нужно подождать, пока двигатель остынет до рекомендуемой температуры (обычно 15-25 ° C), чтобы измерения были максимально точными. Иногда опытные мастера берут «горячую» регулировку с учетом некоторых поправок на повышение температуры двигателя. Но двигатели разные, со своими нюансами и доработками, так что лучше подождать. Свободное время можно посвятить замене фильтров, проверке оптики и т.д.

Тепловые зазоры клапанов также можно отрегулировать при снятой головке блока цилиндров. Вот кому какая схема работы удобнее, этот способ нельзя считать неправильным. Следует только помнить, что при установке ГБЦ на автомобиль и протяжке расстояния могут более или менее отклоняться от требуемых показателей. Поэтому лучше перестраховаться и перепроверить.

Как отрегулировать с помощью рейки и индикатора

Специальная направляющая в сочетании с индикатором также может использоваться для регулировки теплового зазора клапанов. Этот комплект поможет вам добиться большей точности, чем при использовании щупа или шайб.

Штатив и индикатор для регулировки клапана

Комплект с направляющей и индикатором для регулировки тепловых зазоров клапанов

Порядок работы следующий:

  1. После подготовительных процедур и демонтажа клапанной крышки двигатель работает до тех пор, пока метка на шестерне распределительного вала не совпадет с меткой на корпусе.
  2. С помощью маркера на задней части шестеренки, связанной с товарным знаком, вы можете наносить метки через каждые 90 градусов.
  3. С помощью трех болтов закрепляем направляющую на выступе опорного блока.
  4. Компаратор со шкалой, установленной на «0», помещается в специальную прорезь на панели.
  5. Кулачок захватывается специальным приспособлением и подтягивается вверх, после чего стрелка индикатора переместится на 50-52 деления. Если полученные числа отличаются, клапан проверяется по сценарию, описанному при работе с масломерным щупом.

Видео о последовательности проведении работ

Если неправильно выставил зазоры клапанов

Через 5-10 минут работы двигатель достигает рабочей температуры (примерно 90-100 градусов). По закону физики все детали начинают расширяться. От слишком большого или слишком маленького зазора клапанов износ двигателя будет отличаться.

Слишком большой зазор

Если зазор больше номинального значения, звук двигателя будет другим. По мере того, как двигатель постепенно прогревается, этот необычный звук (грохот) исчезнет).

Если зазор клапана большой, кулачок распределительного вала не давит на коромысло выпускного клапана, а ударяет по нему.

Если в таком режиме двигатель будет работать долгое время, то:

  • сокращается срок службы клапана;
  • конец стержня клапана мог сломаться;
  • клепка;
  • произойдет повышение уровня шума двигателя внутреннего сгорания.

При нарушении фаз газораспределения мощность двигателя может упасть вдвое.

Слишком маленький зазор

В этом случае клапан не открывается полностью, выхлопные газы не успевают полностью вылететь, отсюда и потеря мощности двигателя. Поддоны клапанов перегорят из-за повышенного перегрева.

Последствия малого зазора клапанов:

  1. Низкая компрессия в цилиндрах.
  2. Выхлопные газы не успевают выйти через небольшой зазор, а края клапанов горят.
  3. Пробки клапанов не входят в свои гнезда.
  4. Высокая нагрузка на ремень ГРМ или цепной привод.

Необходимо как можно скорее отрегулировать зазоры клапанов при появлении следующих признаков:

  1. В верхней части ГБЦ появилось кольцо (гбц.
  2. Если сроки были исправлены.
  3. Если после последней регулировки вы проехали более 25000 км.
  4. Если двигатель не тянет. Не в гору, не по прямой.
  5. Если увеличился расход бензина.

Разные конструкции ГРМ

Более современный дизайн. Когда кулачки распредвала прижимаются к чашке толкателя. А это, в свою очередь, на клапане. Данная конструкция используется на автомобилях ВАЗ 2108-10. Клапанные зазоры регулируются с помощью специальных калиброванных шайб. Они доступны в разных размерах. Их выбирают исходя из величины теплового зазора между чашкой и кулачком распределительного вала.

Самая современная система предполагает использование гидравлических подъемников в качестве толкателей. Регулировка зазора клапана в этой модели не требуется. Гидравлический разделитель расположен между кулачком распределительного вала и клапаном. При работающем двигателе масло под давлением подается в полость компенсатора. В нем полость расширяется под давлением масла. И зазоры полностью убраны. Когда кулачок прижат к компенсатору. Начни двигаться. Канал подачи масла под давлением закрыт. Масло течет в замкнутом пространстве. И не допускает усадки внутренней полости компенсатора. В результате усилие кулачка передается на клапан. Как видите, тепловые зазоры убираются сразу. После того, как давление масла увеличилось, полость компенсатора расширилась. И движение кулачка передается на клапан без зазоров.

Если вы слышите стук клапана. Это означает, что при нажатии клапана на компенсатор масло вытекает из компенсатора. Через внешнюю поверхность компенсатора и корпус головки блока. То есть посадочное место компенсатора изношено И допускает скачок давления масла. Или поршень застрял в полости компенсатора. И расширения не происходит.

В случае использования механической передачи давления от кулачка распределительного вала к клапану. Требуется постоянная регулировка тепловых зазоров клапанов.

Если стоит ГБО (газ)

Если автомобиль оборудован газовым оборудованием, регулировка клапана приобретает свои особенности. Зазоры впускных клапанов можно регулировать согласно инструкции, как и для бензина. Но степень требует особого внимания. Это связано с особенностями топливовоздушной смеси на газе, температура горения которого выше, а время горения меньше. Сливные краны при наличии ГБО лучше регулировать с интервалом в два раза чаще, а сами зазоры выставлять на максимально разрешенные по инструкции. Некоторые мастера советуют ставить на 10-20% больше рекомендованных.

Используя вышеуказанные методы, можно довольно точно регулировать тепловые зазоры клапанов, одновременно оптимизируя фазы газораспределения и улучшая общую работу всего газораспределительного механизма. Это увеличит срок службы компонентов двигателя и их срок службы.

Зазор клапанов и регулировочные шайбы

Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ

На двигателях, которые предусматривают регулировку зазора с помощью подходящих прокладок, легче установить тепловые зазоры. Стандартные допуски для таких двигателей внутреннего сгорания в три раза выше. Например, на моделях ВАЗ с регулировочными шайбами ​​впускных клапанов рекомендуется зазор 0,2-0,25 мм, для выпускных клапанов этот показатель составляет 0,3-04 мм.

Оказывается, если щуп 0,15мм не входит в зазор между шайбой и распредвалом или щуп 0,25мм свободно проходит в зазоре, то требуется регулировка клапана всасывания. Что касается выхлопного узла, то управление то же самое, только стоит ориентироваться на значения 0,3 и 0,4мм.

А теперь перейдем к настройкам. На моделях ВАЗ процедура проводится с помощью специального инструмента, который фиксируется штатными гайками и шайбами ​​на шпильках для фиксации крышки ГБЦ. Затем вал поворачивается до тех пор, пока кулачок управляемого клапана не «смотрит» вверх. Затем необходимо удалить моторное масло, которое будет возле толкателя. Для этого подойдет обычный шприц. Удаление масла облегчит установку толкателя, а также станет легче достать шайбу.

Далее нужно повернуть толкатель, чтобы открылся прямоугольный вырез. Для этого можно использовать шило, подойдет и отвертка. Далее следует нажать на рычаг специального инструмента, после чего толкатель «утонет». Благодаря такому действию можно будет установить стопор между буртиком и распредвалом. Теперь осталось тем же шилом или отверткой поддеть шайбу. Наконец, вы можете удалить шайбу пинцетом.

Учтите, что во время этой процедуры необходимо соблюдать осторожность. Дело в том, что при отрыве блока толкателя велик риск травмирования конечностей. По этой причине нельзя допускать попадания пальцев под распределительный вал.

Теперь нужно выбрать новые регулировочные шайбы или оценить состояние старых. На новые шайбы нанесена маркировка снаружи. Сначала измерьте снятую шайбу микрометром. Если износ находится в пределах нормы, можно оставить элемент и перейти к другим клапанам. Сильный износ регулировочной шайбы потребует замены детали, которую выбирают из новых существующих шайб с учетом необходимой толщины на основании ранее замеренных замеров снятого элемента. Завершением процесса регулировки считается установка новой стиральной машины. Шайбы помещаются в толкатель так, чтобы метки были внизу. После этого толкатель снова «утоплен» специальным инструментом, после чего защелка снимается.

Регулировка тепловых зазоров клапанов с использованием щупа

  1. Сначала необходимо отцепить все патрубки от клапанной крышки, тросы, ведущие к приводам заслонок, и разобрать корпус воздушного фильтра. Для облегчения вращения коленчатого вала свечи зажигания также можно открутить.
  2. Откручиваем две гайки и снимаем крышку, после чего с верхней части ГБЦ удаляется оставшееся масло.
  3. Передняя крышка ремня ГРМ была снята.
  4. Поршень цилиндра, с которого начнется регулировка зазора, установлен в верхнюю мертвую точку сжатия. Все клапаны в этом положении будут закрыты. В процессе работы для наиболее точного результата можно ориентироваться на маркировку, нанесенную производителем.
  5. Далее коленчатый вал необходимо провернуть звездочкой по часовой стрелке. Для оптимальной центровки клапана необходимо, чтобы насечки на коленчатом валу и корпусе подшипника совпадали. Для дополнительного удобства вы можете наносить собственные ярлыки. Поэтому в будущем положение каждого цилиндра можно будет определять по зубьям шестерни.
  6. На винте, которым устанавливают зазор, прижимается стопорная гайка. Расстояние установлено так, чтобы плоский щуп был пределом поворота болта. Затем стопорная гайка затягивается. Попутно необходимо следить за усилием затяжки стопорной гайки, иначе полученные параметры могут быть сбиты.
  7. После затяжки необходимо снова проверить установленный зазор с помощью толщиномера. Последний должен пройти с легким усилием. Если результат отличается от желаемого, выполните настройку еще раз.
  8. Повторите процесс со всеми последующими клапанами.

Выше был метод регулировки клапанов с помощью щупа. Многие современные автомобили используют для этой процедуры специальные регулировочные шайбы. Вся цель работы прекрасно продемонстрирована на видео ниже.

Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2108–2115

Как регулировать 6-цилиндровый рядный мотор: видео

Куда установить распредвал

Существует несколько вариантов положения распредвала в двигателе и конструкции механизмов, передающих давление с поверхности распредвала на стержень клапана. Однако увеличение оборотов современных легковых двигателей привело к тому, что в них повсюду закрепился узор с положением распредвала в головке блока цилиндров — конструкция верхнего вала. Близость распредвала к клапанам позволяет повысить жесткость системы, а значит, повысить точность работы.

Опытный образец первого ВАЗ-2101 «Жигули», итальянский Fiat-124, имел солидную и надежную, но уже устаревшую конструкцию двигателя с нижним распредвалом. Советские инженеры решили, что двигатель нашей новой машины должен идти в ногу со временем, и вместе с итальянцами модернизировали его, переместив распредвал на головку блока.

Механизм газораспределения с нижним распредвалом

Распределительный вал прост в обслуживании, но ему не хватает жесткости при работе на высоких оборотах

Механизм газораспределения верхнего распредвала

Механизм газораспределения верхнего расположения распределительного вала стал намного жестче из-за отсутствия длинных толкателей

Видео: как отрегулировать зазоры на переднеприводных Ладах

В общих чертах конструкция газораспределительного механизма и порядок регулировки зазора клапанов на дизельном двигателе такие же, как и на бензиновом.

Считается, что после установки на двигатель газового оборудования необходимо увеличить тепловой зазор в клапанах. Это объясняется более высокой температурой горения газа. На самом деле этого не требуется. Особенности зажигания и сгорания газовой смеси в цилиндре учитываются за счет изменения угла зажигания, а процесс заправки и удаления газов из цилиндра не отличается от такового при работе двигателя на бензине.

Фазы газораспределения

И хотя современные клапаны способны двигаться намного быстрее, чем их предки сто лет назад, свойства горючих газов, движение которых они контролируют, практически не изменились. Они также легко сжимаются при ударе и упорно продолжают стремиться во всех направлениях одинаково, подчиняясь закону Паскаля, а это значит, что они не торопятся двигаться туда, куда их просят. А чтобы обеспечить максимально возможное наполнение цилиндра за такое короткое время, впускной клапан начинает открываться до того, как поршень завершит такт выпуска. А выхлоп начнет открываться до окончания рабочего такта, чтобы горячие газы под давлением в цилиндре не создавали чрезмерного сопротивления движению поршня в начале такта выпуска.

Моменты времени, в которые начинается открытие, продолжительность их пребывания в открытом и закрытом состояниях, формируют фазы газораспределения двигателя. Распределительный вал управляет движением клапанов в виде кулачков, информация о фазах газораспределения которых в вашем двигателе «зашифрована». Значения фаз выбираются при проектировании двигателя в зависимости от его конструкции, назначения, условий эксплуатации. В более совершенных двигателях эти фазы могут меняться в зависимости от конкретных условий эксплуатации и нагрузок в любой момент времени. В обычных двигателях единственным эффективным способом изменения фаз газораспределения является замена распредвала. Изменение фаз газораспределения путем установки оригинального распредвала — один из способов продвинутого тюнинга двигателя. Принимая такую ​​процедуру, мы должны понимать, что увеличение мощности двигателя произойдет из-за ухудшения КПД, уменьшения ресурса его деталей. Поэтому эту настройку обычно используют на спортивных автомобилях, где ресурсы, экономичность и экологичность двигателя имеют второстепенное значение.

Фазы газораспределения

В реальном двигателе, когда поршень находится близко к своей верхней мертвой точке (ВМТ) и нижней мертвой точке (НМТ), впускной и выпускной клапаны открыты одновременно

Как измерить зазор клапанов

Надо проверить зазоры на «холодный», т.е когда двигатель полностью остыл.

Признаки и последствия неправильного зазора

В идеале точная работа клапана обеспечивает нулевой люфт. Тогда клапан будет четко следовать траектории, заданной профилем кулачка распределительного вала. Он имеет довольно сложную форму и тщательно подобран разработчиками движка.

Но этого можно достичь только при использовании гидрокомпенсаторов, в зависимости от конкретной версии, также называемых гидравлическими толкателями и гидравлическими опорами.

В остальных случаях зазор будет небольшим, но довольно ограниченным, в зависимости от температуры. Разработчики ДВС экспериментально и расчетным путем определяют, каким он должен быть изначально, чтобы в любых условиях изменение расстояний не сказалось на работе двигателя, не повредило его и не снизило его расходные качества.

Большой зазор

На первый взгляд увеличение зазора исполнительных клапанов кажется безопасным. Никакое тепловое изменение не сведет их к нулю, что чревато проблемами.

Но рост таких запасов не проходит бесследно:

  • двигатель начинает издавать характерные биения, которые связаны с повышенным ускорением деталей перед соприкосновением;
  • ударные нагрузки приводят к повышенному износу и скалыванию металлических поверхностей, образующаяся пыль и стружка разлетаются по двигателю, повреждая все детали, которые смазываются общим картером;
  • фазы газораспределения начинают замедляться из-за времени, необходимого для выбора зазоров, что приводит к ухудшению характеристик на высоких оборотах.

что интересно, двигатель, громко стучащий на огромных дистанциях, отлично тянет на низких оборотах, набирая, как говорится, «тракторную тягу». Но делать это намеренно нельзя, двигатель быстро будет съедать продукты с поверхностей, подверженных ударным нагрузкам.

Маленький зазор

Устранение разрыва чревато гораздо более быстрыми и непоправимыми последствиями. По мере нагрева недостаточный зазор быстро сведется к нулю и возникнет натяг в стыке кулачков и клапанов. В результате диски клапанов больше не будут плотно входить в свои гнезда.

Будет нарушено охлаждение дисков клапанов, которые, согласно расчету, отводят часть тепла в металл головки цилиндров во время фазы закрытия. Несмотря на то, что клапаны изготавливаются из жаропрочной стали, они быстро перегреваются и сгорают, используя доступное тепло и кислород. Двигатель потеряет компрессию и выйдет из строя.

Регулировка зазоров клапанов

Сначала очистите клапанную крышку и двигатель, чтобы внутрь не попал мусор. Затем снимите крышку.

как отрегулировать зазор клапана

Инструменты:

  1. Связка ключей.
  2. Отвертки.
  3. Специальные щупы (пластины).
  4. Пинцет.
  5. Толщины разной толщины.
  6. Микрометр.
  7. Клапан-регулятор.

Регулировка щупом

пробные игры

Устройство привода

Распредвал и привод ГРМ отвечают за правильную и своевременную работу клапанного механизма. Конструкция и количество распредвалов под каждый тип двигателя подбираются индивидуально. Деталь представляет собой вал, на котором выполнены кулачки определенной формы. Во время вращения они оказывают давление на толкатели, гидравлические подъемники или коромысла и открывают клапаны. Тип схемы зависит от конкретного двигателя.

фото 4
Механизм газораспределения

Распределительный вал расположен непосредственно в головке блока цилиндров. Привод к нему осуществляется от вала двигателя. Это может быть цепь, ремень или шестеренка. Самый надежный — цепной, но он требует дополнительных конструктивных решений. Например, гаситель колебаний и натяжитель цепи. Скорость вращения распределительного вала вдвое меньше скорости вращения коленчатого вала. Это гарантирует, что их работа скоординирована.

Количество распредвалов зависит от количества клапанов. Есть две основные схемы:

  • SOHC (один вал);
  • DOHC (двойной вал).

Всего с двумя клапанами достаточно одного распредвала. Поверните, чтобы поочередно открывать впускные и выпускные клапаны. Самые распространенные четырехклапанные двигатели имеют два распредвала. Один обеспечивает работу впускных клапанов, а другой — выпускных. Двигатели V-типа имеют четыре распредвала. По два с каждой стороны.

Кулачки распределительного вала не толкают шток клапана напрямую. Есть разные виды посредников”:

  • роликовые рычаги (коромысла);
  • механические толкатели (стаканы);
  • гидравлические толкатели.

Роликовые рычаги предпочтительны. Так называемые коромысла прижимаются к гидравлическому толкателю, который качается на осях с плотной посадкой. Для уменьшения трения на рычаге предусмотрен ролик, который напрямую контактирует с кулачком.

В другой схеме используются гидравлические толкатели (компенсаторы пространства), которые расположены непосредственно на штоке. Гидрокомпенсаторы автоматически регулируют воздушный зазор и обеспечивают более мягкую и тихую работу механизма. Эта небольшая часть состоит из цилиндра с поршнем и пружиной, масляных каналов и обратного клапана. Для работы гидротолкателя используется масло, которое подается системой смазки двигателя. Подробнее о гидроподъемниках можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.

фото 5
Снятие чашки клапана с помощью магнита

Механические пуговицы (очки) представляют собой закрытый с одной стороны рукав. Они устанавливаются в корпусе головки блока цилиндров и напрямую передают усилие на шток клапана. Их основные недостатки — необходимость периодической регулировки расстояний и ходов при работе на неотапливаемом двигателе.

Полезные советы

Во избежание «заклинивания» клапанов на классических моделях ВАЗ необходимо учитывать, что задняя поверхность кулачков распредвала может быть не идеальной. Это биение вала иногда составляет около 0,04 мм. По этой причине необходимо проверить игру дальше. Это делается, когда кулачок находится в следующих положениях

  • до момента открытия клапана;
  • по истечении времени его закрытия;

Чтобы исправить это, вам нужно будет установить распределительный вал в такое положение, чтобы метка на шестерне получала направление вверх. Затем проверяются зазоры на клапанах 4, 6, 7 и 8. Далее необходимо повернуть коленчатый вал на 180 градусов, то есть распределительный вал повернется на 90 градусов. После поворота можно проверить 7-й, 4-й, 3-й и 1-й клапаны. Аналогичным образом проверяются 3-й, 1-й, 2-й и 5-й клапаны, затем 2-й, 5-й, 6-й и 8-й клапаны. Обратите внимание, что все измерения клапана должны иметь одинаковый окончательный результат. Если результаты различаются, при установке зазора необходимо брать за основу место, где зазор наименьший (наиболее «застрял»).

Также хочу отметить, что для «классического» ВАЗа есть специальный прибор с указателем времени для регулировки клапанов. Считается, что такой инструмент позволяет добиться большей точности, чем использование щупа, а также позволяет бесшумно регулировать «горячие» клапаны. К сожалению, на практике у таких решений есть недостатки и ошибки. В результате точность измерений зачастую не идеальна и даже может уступать обычному методу с использованием стилуса.

Некоторые мастера легко регулируют клапаны на импортных автомобилях с помощью специального приспособления для ВАЗ, внося некоторые изменения в конструкцию устройства. Также общепринятой практикой является использование только одного стопора толкателя подходящего размера. Процедура сводится к проворачиванию коленвала до тех пор, пока толкатель не «утонет» кулачком распредвала.

Затем вставляется фиксатор, после чего распредвал вращается до тех пор, пока кулачок не сойдет с шайбы. После снятия старой шайбы и проверки / замены на новую распредвал снова вращается. Учтите, что распредвал необходимо проворачивать гаечным ключом, который сдвигает шестерню распредвала. Коленчатый вал нельзя перекручивать, так как ремень привода ГРМ должен быть правильно нагружен при вращении.

Способы обеспечения теплового зазора

При воздушной схеме распределительный вал воздействует на шток клапана либо напрямую, либо через коромысло. Использование коромысла уменьшает разницу в профиле распределительного вала по отношению к величине максимального перемещения клапана при открытии. При прямом воздействии распределительного вала на шток клапана шток испытывает значительную боковую силу, что приводит к повышенному износу. Чтобы этого избежать, конец стержня покрывают специальным стеклом, которое принимает на себя поперечную силу, перемещаясь в своем направляющем седле, и передает осевое усилие на клапан. Между стеклом и кулачком распредвала установлены прокладки. Если в конструкции есть коромысла, то на них устанавливаются специальные регулировочные винты с контргайками.

Многие современные двигатели, особенно с более чем двумя клапанами на цилиндр, оснащены компенсаторами зазора гидравлических клапанов. В этих моделях не требуется регулировка тепловых расстояний.

Гидравлический компенсатор температурного перепада

Гидравлический разделитель позволяет при любой температуре клапана иметь нулевой люфт в приводе

Влияние тепловых зазоров на работу двигателя.

Неправильный люфт сильно влияет на работу двигателя.

Почему увеличивается зазор в клапанах

Увеличение люфта связано с тем, что трущиеся поверхности подвержены износу. Зазоры увеличиваются из-за износа между клапаном и коромыслом, коромыслом и штоком. Штанга и толкатель. Кулачки на распредвале удалены. Увеличивается износ шейки распределительного вала и вала коромысла. Между коромыслом и валом коромысла возникает стук. И какая конструкция ремня ГРМ не ведет к тому, где между ними есть изнашиваемые поверхности.

Последствия увеличенных зазоров клапанов

Увеличение клапанного зазора имеет следующие последствия. Клапаны открываются позже и закрываются раньше, чем ожидалось. На входе. Клапаны закрываются раньше. Это предотвращает заполнение цилиндров до их полной емкости. Поршень будет сжимать меньше воздуха или топливной смеси. В результате давление расширяющихся газов снизится. Топливо не вытечет из цилиндра полностью. Если не хватает воздуха. Образуется сажа. Частично несгоревшее топливо закончится в следующем цикле цилиндра. И как следствие произойдет локальный перегрев поршневого узла. Это очень высокие температуры. Более 1000 градусов. Последствиями будет локальный перегрев двигателя. Что приведет к истощению поршня, клапанов межволярных перегородок. В результате головка блока цилиндров не подлежит ремонту.

После того, как топливо закончилось. Выпускной клапан должен открыться. Но с большим разрывом он откроется позже. После поршень начинает подниматься. Клапан будет закрыт на некоторое время. Поршень столкнется с сопротивлением в такте выпуска. Он закроется первым. Не все газы удастся выйти из камеры сгорания, что скажется на мощности двигателя.

Во время такта всасывания поршень не создает необходимого разрежения. Воздух и топливо подаются в меньшем объеме. Это снижает мощность двигателя.

Несоответствие тепловых расстояний вверх или вниз отрицательно сказывается на работе двигателя. Это снижает его мощность и создает вероятность подгорания элементов поршневого узла. Во время работы пространства могут как увеличиваться, так и уменьшаться

Уменьшенные зазоры клапанов

Вызывает закрытие клапана и вызывает утечку, что связано с износом клапана и седла клапана. Клапан вращается вокруг своей оси. Пружины клапанов сконструированы таким образом. Это каждый раз, когда вы нажимаете на клапан. Он оборачивается. Это позволяет равномерно распределить нагрузку на арматуру по всей плоскости контакта. Во время работы клапаны постоянно ударяются о седло и при контакте вращаются. Все это приводит к износу седла и клапана. В результате клапан поднимается. В результате зазор между клапаном и коромыслом уменьшается.

А если вовремя не отрегулировать зазор, клапан перестанет закрываться, так как будет постоянно давить на коромысло. В статье упоминается дизайн времен, которые он включает. Распределительный вал, толкатель, шток, коромысло и клапан. Такая конструкция используется, если распредвал расположен в блоке двигателя. Независимо от того, находится ли распредвал или два распредвала в головке двигателя. Используется другая конструкция газораспределительного механизма. Если распределительный вал находится первым на коромысле, то есть коромыслом. Данная конструкция устанавливается на итальянские двигатели, используемые в ВАЗ 2101-07. Регулировка клапана осуществляется между кулачком распределительного вала и коромыслом.

Последствия уменьшенных зазоров клапанов

Если зазор клапана становится меньше допустимого значения. Когда двигатель перегревается, клапаны перестают плотно закрываться. Полного сжатия топлива не произойдет. Компрессия в цилиндрах двигателя уменьшится. При малой компрессии топливо в цилиндрах сгорает не полностью. В результате образуется сажа. Топливо начинает гореть в последующих циклах двигателя. Происходит локальный перегрев элементов поршневого узла. В первую очередь страдают клапаны. Потому что через них из камеры сгорания исходит пламя.

Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах

Рабочая температура двигателя высокая, металл расширяется при нагревании. Если регулировка не соответствует заводским параметрам, производительность двигателя ухудшается и наблюдаются следующие проблемы:

  1. Впускной клапан не возвращается на место.
  2. Топливная смесь выбрасывается в образовавшееся пространство.
  3. Выпускной клинкет не остывает, поэтому он быстрее приходит в негодность из-за неполного прилегания к блоку.
  4. Сжатие не соответствует нормальным значениям, соответственно снижается мощность и узел значительно теряет ресурс.

Если пространство увеличивается, открытие всасывающих отверстий происходит позже, поэтому рабочая смесь не поступает в нужном количестве. Двигатель начинает плохо работать, появляются стуки.

Часто ситуация сопровождается задержкой звона на выходе и выхлопные газы не полностью «выходят» из цилиндров.

При неправильной регулировке силовой агрегат работает шумно, увеличивается износ деталей и теряется мощность. Решение проблемы не откладывается «на потом»: двигатель может выйти из строя в любой момент.

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях