Гелевый аккумулятор: плюсы и минусы, отличия от кислотного

Содержание
  1. Вспоминаем кислотные аккумуляторы
  2. Плюсы и минусы кислотной аккумуляторной батареи
  3. Как устроен гелевый аккумулятор
  4. Достоинства и недостатки гелевых батарей
  5. Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита
  6. Как выбрать аккумулятор для автомобиля с повышенным требованием к питанию
  7. Зарядка для гелевых АКБ своими руками
  8. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  9. Плюсы
  10. Минусы
  11. Можно ли ставить на машину гелевый аккумулятор?
  12. Принцип безопасной зарядки
  13. Важно
  14. Конструктивные и технологические особенности гелевых АКБ
  15. AGM
  16. GEL
  17. Сколько стоит гелевый АКБ
  18. Optima
  19. Delta
  20. Varta
  21. Bosch
  22. Exide
  23. Moll
  24. Mutlu
  25. Tudor
  26. Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда?
  27. Как проверить состояние гелевого аккумулятора?
  28. Литий
  29. «Кислотник» или «гель»?
  30. Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов
  31. Плюсы и минусы
  32. Чем отличается от обычного, от других видов
  33. Как ведет себя при минусовых температурах
  34. Проверяем батарею при покупке
  35. Нагрузочной вилкой
  36. Цифровым вольтметром
  37. Особенности кислотных АКБ
  38. Какой аккумулятор для авто лучше: гелевый или кислотный
  39. Отличия гелевых и AGM аккумуляторов
  40. Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях?
  41. Проверка с помощью нагрузочной вилки
  42. Гелевые аккумуляторы: характеристики, чем отличаются от кислотных АКБ

Вспоминаем кислотные аккумуляторы

Для начала не помешает вкратце вспомнить, как работает свинцово-кислотный аккумулятор. Внутри пакет пластин с минусовой и плюсовой полюсами, а между пластинами — пластиковая прокладка, которая не дает им сблизиться друг с другом. Всего — 6 стандартных «банок» и 6 упаковок посуды с жидким электролитом.

Электролит имеет следующий состав: 35% серной кислоты и 65% дистиллированной воды. Это электролит, взаимодействующий со свинцовыми пластинами, который способствует накоплению заряда. Вода поглощается, плотность кислоты увеличивается, поэтому внутри кислотных аккумуляторов накапливается заряд с выходным напряжением 12 вольт.

Когда такая батарея разряжается, серная кислота оседает на свинцовых пластинах, и в батарее накапливается больше воды. Если он попадает в категорию обслуживания, его можно долить свежим электролитом для восстановления рабочих характеристик.

Плюсы и минусы кислотной аккумуляторной батареи

Преимущества:

  • Доступная цена, до 5000 руб.
  • Срок службы 5-6 лет (при хороших показателях емкости).
  • Среди свинцово-кислотных аккумуляторов есть более совершенные и необслуживаемые варианты, где нет заглушек сверху, а электролит «запломбирован» внутри. Он испаряется, так как внутри есть вода, но она не может выйти из банки, конденсируясь вниз.
  • Устойчив к средним перегрузкам. Его можно заряжать от 14,4 В до 16 В, и он будет работать, несмотря на высокую нагрузку. Главное, при таком напряжении не давать ему большой силы тока.

Минусов у них больше:

  • В случае обслуживания аккумуляторной батареи необходимо постоянно контролировать уровень и плотность электролита. Без постоянного контроля «производитель кислоты» быстро выйдет из строя и восстановление аккумулятора станет невозможным.
  • Может замерзать в холодных условиях. Например, если он разряжен до нуля и морозы достигли 20-30 ° С.
  • При перезарядке он может взорваться. Если электролит бурно закипает, достаточно одной искры, чтобы произошел взрыв с выделением летучего водородного газа.
  • Посуда может рассыпаться, и емкость сразу упадет. В этом случае «оживить» батарею тоже будет невозможно.
  • Не разрешается переворачивать аккумулятор вверх дном и в сторону (пластины будут оголены и перегреются, может протекать электролит). Хранить и использовать — только в вертикальном положении.
  • Не используйте в салоне автомобиля из-за выделения сероводорода, который ядовит и опасен для здоровья.

Гелевые батареи на 12 вольт имеют неоспоримые преимущества перед свинцово-кислотными батареями. Особенно с точки зрения безопасности. Давайте сначала рассмотрим их основные характеристики и химическую структуру.

Как устроен гелевый аккумулятор

Конструкция гелевой батареи значительно отличается от ее кислотного предшественника. Главное отличие в том, что вместо жидкости внутри плотная структура в виде геля. Такая структура обеспечивается добавлением в электролит оксида кремния.

Гель также действует как разделитель (разделитель) между пластинами, чтобы избежать короткого замыкания между ними. Он прочно «удерживает» электролит и пластины, как бы запечатывая их внутри. Все это звучит очень заманчиво для покупателя. Но перед покупкой гелевого аккумулятора для автомобиля плюсы и минусы этого варианта тоже не помешают рассмотреть более подробно.

Достоинства и недостатки гелевых батарей

Преимущества:

  • Гелевые батареи заряжаются быстрее, чем кислотные, потому что их пластины изготовлены из очищенного свинца, который имеет низкое сопротивление.
  • На вопрос, как обслуживать гелевый аккумулятор, вы можете смело ответить, что он не требует дополнительного обслуживания, поскольку относится к категории необслуживаемых.
  • Его заряд и разряд будут выше, а значит, и пусковые токи будут сильнее, до 1000 А. У «кислотного человека» их максимальный уровень составляет 300-400 А.
  • Отсутствие жидкого электролита и опасных для жизни и здоровья паров — огромное преимущество: гелевые батареи можно ставить набок и даже перевернуть».
  • Гелевый аккумулятор устойчив к глубоким разрядам благодаря герметичным пластинам: пластины, находящиеся в глубоко герметизированном состоянии, не рассыпаются.
  • Вы можете держать его в режиме ожидания год или даже два года. Внутри нет жидкости, поэтому никаких «сверххимических» реакций не происходит. Рекомендуется заряжать его раз в год, когда он не используется.
  • Такой аккумулятор долговечнее свинцово-кислотного, может прослужить от 8 до 15 лет.

Однако, несмотря на все достоинства, у таких аккумуляторов есть и недостатки:

  • Высокая цена. Гелевые аккумуляторы емкостью 60 Ач стоят от 20000 рублей за штуку. Это в четыре раза дороже любого «пьяницы».
  • Боятся высокого напряжения. Их необходимо заряжать токами, не превышающими 14,4-15 вольт. Если зарядить током 15,3 В, процесс разрушения аккумулятора начнется очень быстро. При напряжении выше 15 вольт гель начинает плавиться и становится жидким, и вернуть его в прежнее состояние невозможно.
  • При температуре ниже -50 ° C гель превращается в кристалл, замерзает, становится хрупким и не удерживает внутри электролит. Емкость падает и «оживить» батарею невозможно.
  • Если вы планируете установить в автомобиле гелевую батарею, вам необходимо приобрести две дополнительные клеммы защиты с реле-регулятором для этой системы, чтобы «застраховать» батарею от опасных уровней напряжения. Если вы купите два терминала, они будут стоить около 3000 рублей.

Последний пункт в категории «недостатки» требует уточнения. Будет полезно выяснить и рассмотреть некоторые особенности устройства отечественных автомобилей. Точнее, слабость конструкции их реле-регуляторов, которая может выйти из строя в любой момент. Если это произойдет и отсутствует система контроля напряжения, гелевый аккумулятор безвозвратно потеряет свою работоспособность. Для этого нужны клеммы защиты с дополнительным реле-регулятором, которое возьмет на себя функции «местного» реле в случае нарушения его функциональности.

Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита

Если обслуживать блок питания согласно рекомендациям производителя, то, скорее всего, он без проблем прослужит срок службы и не потребует дополнительных действий. Если блок питания вздул или пластины разрушены, рекомендуется не перезагружать его, а купить новый. Когда можно попробовать оживить гелевый аккумулятор?

Если вы заметили потерю емкости аккумулятора, возможно, гелевый компонент высох. В этом случае необходимо восстановить водный баланс элемента дистиллированной водой. Далее мы шаг за шагом покажем вам, как это сделать.

  • Снимаем пластиковую крышку.

пластиковая крышка гелевого аккумулятора

  • Снимите резиновые пробки с банок.

колпачки на крышке гелевого аккумулятора

  • Возьмите шприц и возьмите 1-2 кубика дистиллированной воды.
  • В каждую банку налейте немного воды.

добавление дистиллированной воды в гелевый аккумулятор

  • Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель смочил в воде.
  • Если воды недостаточно, долейте; если есть избыток, удалите его шприцем.
  • Проверить уровень напряжения на клеммах.
  • Замените заглушки и установите крышку аккумуляторного отсека.
  • Зарядите аккумулятор.

Кроме того, ревитализация аккумулятора может понадобиться в случае сильного сульфатирования пластин, которое образуется при работе аккумулятора. Есть два способа обессеривания:

  • С помощью химического состава Трилон Б. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в ранее разряженный аккумулятор. Обратите внимание, что в гелевых батареях не всегда возможно полностью удалить электролит в виде геля. После десульфатации с помощью Trilon B необходимо будет промыть внутренние части дистиллированной водой, долить гелевый электролит в батарею после приготовления раствора. Как видите, метод довольно проблематичный и требует знаний и навыков.
  • С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время этой операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как уже было сказано выше, крайне негативно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, утверждают, что не всегда удается достичь намеченной цели. Объясняется это тем, что помимо сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это приводит к потере емкости.

Как видите, есть способы сбросить батареи, однако они не очень подходят для гелевых блоков питания. Советуем не пытаться реанимировать гелевый аккумулятор, а купить новый.

Как выбрать аккумулятор для автомобиля с повышенным требованием к питанию

Итак, давайте разберемся, какие аккумуляторные батареи (аккумуляторы) существуют. Мы выясним, какие из них лучше всего подходят для автомобилей с продвинутыми звуковыми системами, и заодно поделимся своим опытом.

Есть несколько типов автомобильных аккумуляторов :

  • Кислота
  • Гель
  • Генеральная ассамблея (генеральная ассамблея)
  • Литий (секретный тип, о нем в конце)

Зарядка для гелевых АКБ своими руками

Если у вас есть определенные навыки и вы хотите собрать зарядное устройство самостоятельно, вы можете сделать это по представленной схеме и видео.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Для чего нужен этот источник энергии? Ниже будут рассмотрены основные преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов.

Плюсы

  1. В любом положении плотность будет одинаковой.
  2. Экологический.
  3. Гель не позволяет газу проходить по поверхности аккумулятора.
  4. Имеет долгий срок службы.
  5. Выдерживает глубокие разряды. Гель помогает предотвратить образование кристаллов оксида свинца. Который может блокировать передачу тока. Но не создавайте ситуации, когда гелевый аккумулятор на 12 В сильно разряжается. Это сокращает срок службы.
  6. Маленький размер. Это достигается за счет спирального расположения.
  7. Держит заряд долго.
  8. Легко обслуживать.
  9. Менее чувствителен к мощному дополнительному оборудованию автомобиля.
  10. Они могут достигать 1000 циклов заряда-разряда.
  11. Они могут восстанавливаться после того, как исчерпали свои запасы! Происходит это в основном из-за долгих попыток завести двигатель. Поэтому их иногда называют гелиевыми тяговыми батареями или стартерными батареями.
  12. Риск отслаивания пластин практически отсутствует.
  13. Добавлять дистиллированную воду не нужно.
  14. Срок службы более 7 лет.
  15. Зависимость плотности электролита от степени заряда несколько слабее, чем у других аккумуляторов.
  16. Долго нельзя закачивать.
  17. Низкое внутреннее сопротивление 3-4 мОм. Текущая скорость выпуска зависит от этого.
  18. Слабо подвержен сульфатированию.
  19. Быстро заряжается благодаря использованию в строительстве быстрого свинца.
  20. вы можете использовать гелевый аккумулятор внутри. Не выделяет газ.

Гель обволакивает свинцовые пластины и тем самым предотвращает их протекание. В результате уменьшается сам разряд и риск внутреннего короткого замыкания.

Образующиеся внутри газы не выходят наружу. Они образуют пузырьки. Это позволяет полностью герметизировать корпус. Со временем газ накапливается и расширяет тело. Поэтому производители позаботились об этом и оснастили корпуса специальными клапанами. Отверстие, через которое можно сбросить избыточное давление и предотвратить утечку жидкости.

Из-за полностью герметичного корпуса эти батареи также называют необслуживаемыми свинцово-кислотными батареями.

Минусы

  1. Плохо переносит перегрузки. Это может сократить время обслуживания. Напряжение бортовой сети должно быть стабилизировано. Гелевые аккумуляторы с номинальным напряжением 12,6 вольт нельзя заряжать напряжением 14,5 вольт.
  2. Высокая цена. Обычно она колеблется от 600 до 77000 рублей. Все зависит от компании, мощности и напряжения. Сегодня сложно найти дешевый гелевый аккумулятор.
  3. Плохая устойчивость к низким температурам. В сильные морозы теряют заряд больше, чем обычные кислотные аккумуляторы. Станьте более хрупкими.
  4. Вам часто нужно будет проверять уровень заряда.
  5. Внезапные скачки напряжения сократят срок службы.
  6. Ограничение зарядного тока. Оптимальный ток для гелевых аккумуляторов составляет 10% от емкости в пк / ч.
  7. Если аккумулятор используется при очень высокой температуре, электролит разбавится. Этот процесс необратим.
  8. Опасайтесь короткого замыкания. Из-за этого они могут даже выйти из строя.
  9. Реле регулятора может убить его, если напряжение выше 14 вольт. Гель растает.
  10. Иногда возникает необходимость приобретения дополнительных защитных штампов с реле управления. Это предотвратит превышение нормального напряжения аккумуляторной батареи.

Можно ли ставить на машину гелевый аккумулятор?

Однако есть один важный момент, который следует помнить всем автомобилистам: гелевые аккумуляторы никогда не используются в качестве стартерных. Они используются только как тяговые питатели. Совсем другое дело — аккумуляторы AGM, названные в честь технологии Absorbtive Glass Mat.

Принцип безопасной зарядки

Чтобы знать, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, стоит проследить особенности его эксплуатации. За состоянием заряда всегда нужно следить с помощью мультиметра. Просто выключите транспортное устройство и подключите мультиметр к клеммам.

при зарядке необходимо следить за так называемым порогом напряжения, этот показатель должен быть от 14,2 до 14,5 вольт. Среднее напряжение составляет около 14 вольт, но оно постоянно колеблется и никогда не остается стабильным.

Чем меньше заряжен аккумулятор, тем больше ток, который будет постепенно уменьшаться во время зарядки. С этой характеристикой также связано явление: гораздо больше энергии потребляется именно тогда, когда батарея разряжена, несмотря на то, что количество вольт напряжения не меняется.

Если порог натяжения превышен, студенистый гель закипит и превратится в пар. Поскольку гелевые батареи не предназначены для заправки топливом, восполнить испарившийся гель будет невозможно, и это явление может сопровождаться взрывом. Также гель может отслоиться от пластин и выздоровление будет невозможно.

Принцип безопасной зарядки

Важно

  • Если вы хотите установить несколько батарей, не устанавливайте AGM или гель вместе с кислотными в одной системе.
  • Никогда не оставляйте полностью разряженный аккумулятор на долгое время.
  • Не перезаряжайте гелевые и AGM аккумуляторы.

Конструктивные и технологические особенности гелевых АКБ

Описанные батареи работают так же, как и батареи других типов: принципиальных отличий нет. Что такое гелевый аккумулятор? В герметичном корпусе шесть банок, соединенных последовательно, каждая из которых выдает 2,1 В. В нее наливают не жидкий электролит, а особый состав — гель впитанной консистенции. В этом главное отличие гелевых аккумуляторов для автомобиля от свинцовых. Внешне такой аккумулятор ничем не отличается от любого другого необслуживаемого аккумулятора. При производстве гелевых аккумуляторов освоены две технологии.

AGM

В переводе с английского аббревиатура означает «впитывающие стеклянные маты». В гелевых батареях это обычная стеклоткань, которая разделяет отрицательные и положительные электродные пластины внутри корпуса. Сепаратор из стекловолокна содержит раствор желатиновой кислоты в связанной форме. Благодаря этому раствор не растекается.

Использование технологии AGM обеспечивает нормальную работу гелевого автоаккумулятора для автомобиля в любом положении: хоть с одной стороны, хоть в перевернутом (правда, производители не рекомендуют экспериментировать). При этом все вредные пары не могут выйти наружу: они остаются в стеклоткани и циклически многократно участвуют в химических реакциях.

GEL

Стоит отметить ошибку многих автомобилистов, считающих, что гель означает «гелий», химический элемент. Не так: в данном случае имеется в виду гель — желеобразный состав. 12-вольтовые гелевые аккумуляторы для автомобиля, изготовленные по этой технологии, отличаются лучшими эксплуатационными параметрами. Циклический ресурс (количество зарядов-разрядов) больше, выработка энергии больше.

В этом типе батареи сепаратор из силикагеля расположен между электродами. Он добавляется в аккумулятор во время производства. Впоследствии вещество затвердевает, образуя внутри огромное количество пор. Также они содержат электролит.

Сколько стоит гелевый АКБ

На внутреннем рынке гелевые электролитные батареи представлены зарубежными производителями. Их несколько десятков. Стоит сравнить цены на самые популярные марки и модели.

Optima

Производитель — Америка, может похвастаться тем, что он в числе первопроходцев, одними из первых выпустив гелевые аккумуляторы. Подавляющее большинство изделий имеют роликовые электроды. В национальных магазинах представлены только модели синего, желтого и красного цветов. Цена:

Синий — подходит для установки в кемперы, яхты, моторные лодки, катера — в среднем будет стоить 19-24 тысячи рублей;

Желтый — аккумуляторы универсального типа подходят для автомобилей со значительным количеством потребителей, лебедок и т.д. Средняя цена 14-22 тыс. Руб.;

Красный — это разновидность стартера стоимостью 15-16,5 тыс. Руб.

Delta

Модель сделана в Китае. Поставляется отечественным потребителям в основном моделями серии GX. Эти батареи основаны на технологии GEL, которая позиционирует батарею в первую очередь как ИБП.

Розничная цена от 6 тыс. Руб. До 36 тыс. Руб

Varta

считается популярным производителем и готов поставлять своим потребителям сразу несколько линеек устройств. На отечественном рынке знакомы следующие представители компании:

Silver Dynamic AGM — используются в качестве автомобильных аккумуляторов для дорогостоящего оборудования и наличия на борту хорошей электроники, системы стоп-старт. Стоимость варьируется от 15 тыс. Руб. До 22 тыс. Руб.;

Funstart — чаще всего устанавливается в автотранспорт, купить в зависимости от модели можно за 2,5 тысячи рублей и до 10 тысяч рублей за единицу;

Powersports: среди этой серии есть несколько экземпляров, которые поставляются потребителю с электролитом, идущим отдельно от аккумулятора. Это означает, что перед использованием налить раствор в сухую заряженную батарею. Цена варьируется от 3 тысяч рублей до 6 тысяч рублей.

Bosch

В серии этого производителя только S6 AGM HighTec, так как все оборудование предназначено для дорогих автомобилей, оснащенных качественной электроникой и системой старт-стоп. В среднем они оцениваются от 14 тысяч рублей до 16 тысяч рублей

Exide

По количеству выпускаемых линий и моделей компания является настоящим гигантом. Предлагает потребителю аккумуляторы AGM для грузовиков, легковых автомобилей, мотоциклов. В зависимости от назначения, мощности, конкретной марки такое устройство может стоить от 3 тысяч рублей или 50 тысяч рублей. Для легковых автомобилей средняя цена за единицу от 14 тысяч рублей до 24 тысяч рублей.

Moll

Производство аккумуляторов находится в Германии. Он может предоставить потребителю линейку AGM для автомобилей с системой Stop-Start Plus.Модель с аккумулятором емкостью 95 Ач требует от покупателя оплаты 18 тысяч рублей.

Mutlu

Турецкий производитель выпускает всего несколько аккумуляторов с одноименной серией. Средняя стоимость единицы от 9 тысяч до 12 тысяч рублей.

Tudor

Компания является частью крупной компании Exide и позиционирует себя как независимый производитель гелевых аккумуляторов. Средняя стоимость единицы варьируется от 8 тысяч рублей до 14 тысяч рублей.

Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда?

Никаких свинцово-кислотных аккумуляторов типа глубоких разрядов. Чем глубже разряд аккумулятора, тем короче его продолжительность.

Как проверить состояние гелевого аккумулятора?

Для этого выполните следующие действия:

  1. Чтобы получить доступ к батарее, откройте крышку клеммной коробки и затем отсоедините батарею. …
  2. Подключите вольтметр к клеммам аккумулятора. …
  3. Включите вольтметр и снимите показания. …
  4. Зарядите аккумулятор, если уровень заряда недостаточен. …
  5. После зарядки оставьте аккумулятор на 24 часа.

Литий

В последнее время литий-ионные батареи широко используются в кругах спортсменов и людей, ищущих свирепую еду.

Литий может непродолжительное время излучать токи, в несколько раз превышающие возможности AGM. В результате потопить систему на таких аккумуляторах довольно сложно. Вес и габариты — дополнительные преимущества!

Но за все нужно платить.

Минусы литиевых батарей:

  • очень высокая цена;
  • глубокая разрядка сильно заряжает генератор;
  • необходимо уравновесить напряжение между банками;
  • полная разрядка почти гарантированно убьет аккумулятор;
  • идеальная зарядка обеспечивается специальными устройствами.

«Кислотник» или «гель»?

Ответ на этот вопрос кроется, по большей части, в финансовых возможностях и личных предпочтениях покупателя. Взвесив свои финансы, вы сможете определить, какой из них будет наиболее предпочтительным. С одной стороны, не бойтесь полезных вариантов батареи. Современные кислотные аккумуляторы тоже можно частично отремонтировать: достаточно раз в год заливать в них дополнительную порцию электролита или дистиллированной воды.

Однако для определения плотности жидкости внутри аккумулятора требуется некоторый опыт, знания и навыки. Более того, не все водители признают необходимость даже такой проверки на данном этапе.

Если потребителя не смущает высокая стоимость гелевого аккумулятора, его можно купить и безопасно водить. Но важно не забыть о дополнительном реле-регуляторе, без которого такую ​​батарею установить невозможно. Особенно если речь идет об автомобилях отечественного производства.

Гелевый аккумулятор в машине

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Гелевые батареи более дорогие, чем свинцово-кислотные батареи других типов, поэтому они не идеальны за пределами небольшого числа конкретных солнечных применений (в основном в очень жарком климате). Технология затмила другие, недавно разработанные типы батарей.

Плюсы и минусы

Рассмотрим гелевый аккумулятор, его плюсы и минусы с точки зрения практического использования:

Достоинства аккумулятора:

  1. Лучше всего подходит для приложений с глубоким циклом и обычно имеет срок службы от 500 до 5000 циклов
  2. Бесплатная поддержка
  3. Таким образом, минимальная коррозия совместима с чувствительным электронным оборудованием
  4. Прочный и устойчивый к вибрации
  5. Очень безопасно, так как меньше риск ожога серной кислотой
  6. Самая низкая цена в месяц (стоимость / мес. Жизни)
  7. Самая низкая стоимость цикла (стоимость / жизненный цикл)

Недостатки:

  1. Высокая начальная стоимость
  2. В случае перегрузки доливать воду нельзя.
  3. Требуются специальные зарядные устройства и регуляторы.
  4. Горячие температуры могут отрицательно повлиять на кислоту, могут серьезно повредить гель и могут соскользнуть с пластин.

Чем отличается от обычного, от других видов

Аккумуляторы VRLA доступны в двух различных версиях: аккумуляторы AGM и гелевые аккумуляторы. В гелевых батареях определенные элементы, часто определенные смеси кремния, добавляются к кислоте батареи, превращая электролит в гелеобразное вещество, которое не может выйти. Чтобы «проколоть» каналы в геле, газообразный кислород перемещается от положительной пластины к отрицательной. Здесь он сталкивается с газообразным водородом и рекомбинирует в воде, высвобождая энергию. Гелевые аккумуляторы обладают отличной емкостью, но немного повышенная кислотостойкость делает их менее пригодными для использования в качестве стартерных аккумуляторов. Они обладают высокой устойчивостью к слишком глубоким разрядам, сохраняя свою функцию даже тогда, когда батарея разряжена до 20% от номинальной емкости.

Гелиевая батарея

Обычная батарея AGM относительно дешевле гелевой батареи, но имеет более длительный срок службы и более мощный импульс при необходимости. Этот аккумулятор лучше всего работает в условиях высокой мощности, например, в спортивных автомобилях.

  • Свинцово-кислотные батареи — самый дешевый вариант, но они требуют регулярного обслуживания, тогда как герметичные свинцово-кислотные батареи (AGM и гелевые) более дороги, но не требуют регулярного обслуживания.
  • Батареи AGM устойчивы к вибрации и могут выдерживать более высокие скорости заряда / разряда, в то время как гелевые батареи могут выдерживать высокие температуры и лучше всего работают при медленной и глубокой разрядке контактов minos.

Батареи бывают разных форм и размеров. В солнечной индустрии для наших целей хорошо подходят две батареи: свинцово-кислотная и литиевая, хотя они могут существенно отличаться.

Как ведет себя при минусовых температурах

На холостом ходу (ниже 30 градусов) гель начинает хуже проводить ток и выделять энергию. При резком нагреве может наблюдаться разрушение гелевой структуры, что сокращает срок службы батареи.

Проверяем батарею при покупке

Нагрузочной вилкой

Итак, если решение о покупке гелевого аккумулятора все-таки принято, стоит знать, как проверить гелевый аккумулятор непосредственно перед покупкой в ​​магазине. Это обязательный тест с загрузочной вилкой, который должен уметь выполнить любой продавец. Не стоит покупать батарею, не проверив ее работоспособность.

Когда вы проверяете батарею с помощью розетки нагрузки, она «забирает» часть тока из нее. В процессе такой проверки важно помнить, что в течение 30 секунд по европейскому стандарту (или 10-15 секунд по российскому ГОСТу) напряжение в аккумуляторе не должно упасть ниже 9 вольт. После этого он должен быстро вернуться к исходному уровню 12,6–12,7 В. Если проверка прошла успешно, при подключении вилки напряжение не падает, поэтому быстро восстанавливается.

Если U «опускается» до 8 В и ниже и, следовательно, сброса не происходит, приобретать такую ​​батарею не рекомендуется. Это означает, что, скорее всего, он долгое время находился в хранилище без использования, и уровень его емкости значительно снизился.

Цифровым вольтметром

Во время эксплуатации гелевого аккумулятора важно провести самостоятельную диагностику уровня его напряжения, чтобы не упустить момент, когда его необходимо будет зарядить:

  • откройте съемную крышку аккумуляторного отсека;
  • осторожно отсоедините сначала отрицательный полюс, а затем положительный;
  • поднесите цифровой тестер (вольтметр) к аккумулятору, соблюдая полярность;
  • включите тестер и внимательно посмотрите на табло;
  • ориентируйтесь на следующие показания: если напряжение в пределах от 12,8 до 12,9 вольт, аккумулятор в норме; если U 12,6 В, значит, заряд аккумулятора 70-75%, что не критично; если напряжение составляет 12,3 В или меньше, аккумулятор разрядится на 50%, и в ближайшее время его необходимо будет зарядить.

Особенности кислотных АКБ

Чтобы определить, какой аккумулятор еще лучше, сравнивая гелевый и жидко-кислотный варианты, необходимо изучить характеристики каждого из них в отдельности.

В первую очередь рассмотрим классический свинцово-кислотный аккумулятор, в котором электролит находится в виде жидкости. Как вы помните, гель отличается именно студенистым состоянием рабочей жидкости.

Несмотря на значительный прорыв в развитии современных автомобильных блоков питания, свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом продолжают оставаться самыми популярными и распространенными. К тому же принцип работы аккумуляторов не изменился с начала их производства.

Внутри шкафа 6 отдельных изолированных отсеков. Их называют банками. Каждая банка содержит набор пластин, покрытых жидким электролитом. Пластины, помимо свинца, также имеют различные примеси. В старых технологиях использовалась сурьма. Самые современные решения на основе кремния, цинка, серебра. Сам электролит — это 35% серная кислота, а остальной объем — дистиллированная вода. Это обеспечивает оптимальную производительность и эффективную электрохимическую реакцию.

Во избежание коротких замыканий между аккумуляторными отсеками установлены так называемые разделители. Банк генерирует около 2 В, что в сумме позволяет заряжать батарею около 12,4 В.

Кислотные автомобильные аккумуляторы

К достоинствам свинцово-кислотных аккумуляторов можно отнести следующие моменты:

  • эти батареи достаточно устойчивы к перегрузкам;
  • на рынке представлен широкий ассортимент жидких аккумуляторов;
  • если это необслуживаемый тип, никакого ухода не требуется;
  • цена самая низкая.

При всех объективных достоинствах жидкостные батареи имеют очевидные недостатки.

Слабыми местами таких аккумуляторов являются:

  • необходимо проверить и отрегулировать плотность электролита;
  • в случае рассыпания пластин поможет только утилизация и замена аккумулятора;
  • аккумулятор нужно ставить строго горизонтально;
  • довольно сложный сервис;
  • нельзя допускать продолжительной зарядки, иначе аккумулятор может лопнуть;
  • не рекомендуем хранить такие аккумуляторы в салоне и жилых помещениях из-за возможных паров электролита;
  • доработанные модели могут протечь.

Даже эти недостатки не мешают жидкостным батареям оставаться в числе самых популярных и распространенных.

Но гелевые аналоги активно продвигаются по горячим следам.

Какой аккумулятор для авто лучше: гелевый или кислотный

Значительное увеличение количества циклов заряда-разряда было достигнуто за счет гелевой консистенции электролита: кислород и водород здесь рекомбинируют с гораздо меньшими потерями, чем жидкий электролит, который характеризуется интенсивным газовыделением при перегрузке.

Дуропласт используется в качестве разделителя в гелевых батареях, что увеличивает устойчивость батареи к вибрации и ударам.

Выход газа здесь настолько мал, что такие батареи можно использовать в жилых помещениях — неслучайно с 80-х годов прошлого века они активно используются на станциях и других объектах сотовой связи в качестве аккумуляторных компонентов источников бесперебойного питания.

Плотность электролита после каждого цикла остается постоянной: на свинцово-кислотных аккумуляторах этот показатель нужно постоянно контролировать. Важным преимуществом гелевых аккумуляторов является возможность длительное время оставаться в разряженном состоянии без значительного повреждения пластин — даже через год при адекватном заряде такой аккумулятор можно восстановить. В случае с жидкостными батареями такие временные рамки даже представить нельзя.

Может показаться, что вопрос, какой аккумулятор лучше, гелевый или кислотный, следует решать однозначно в пользу первого. Но невозможность работы в случае сильных морозов для нашей страны можно рассматривать как критический недостаток, который в сочетании с гораздо более высокой стоимостью является основным сдерживающим фактором повсеместного распространения гелевых аккумуляторов.

Отличия гелевых и AGM аккумуляторов

Показатель Гель ГОСА
Циклический ресурс в 2-3 раза выше AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому они менее подвержены коррозии. Около 300 циклов заряда-разряда.
Нагрузка Очень требовательны к точности заряда, превышение может привести к вздутию аккумулятора. Не так критично для зарядки, хотя перезарядка также может привести к кипению и вздутию аккумулятора.
Саморазряд Скорость саморазряда невелика, поэтому он подходит для приложений, где разряд происходит с малыми токами в течение длительного времени Саморазряд более интенсивный, чем у геля.
Перегрев Перегрев может привести к взрыву аккумулятора. Перегрев не так критичен, но тоже опасен.
Глубокая разрядка Они хорошо выдерживают глубокие разряды. желательно работать на глубине разряда не более 30%.
Пусковой и максимальный ток Они не могут обеспечить большие значения тока, особенно пускового, из-за высокого внутреннего сопротивления. Пусковые токи больше.
Короткие замыкания Очень чувствителен к коротким замыканиям. Менее чувствительный.
Эксплуатация В любом положении, кроме «перевернутого», небольшие повреждения корпуса не вызывают утечки электролита из-за вязкости последнего. Любое положение кроме перевернутого».

Или, короче, на фото:

Итак, в целом гелевые батареи прослужат дольше, чем AGM в системах:

  • где чаще всего происходит цикл разряд-заряд,
  • где чаще всего допускается глубокая разрядка,
  • где долго разряжаться,
  • где утечка электролита при случайном повреждении корпуса может оказаться критической.

Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях?

Для этого подойдет обычный тестер / мультиметр. Алгоритм проверки:

  1. Снимите крышку аккумуляторного отсека, если она есть.
  2. Отсоедините от штампа отрицательный провод, затем положительный.
  3. Переведите измерительный прибор в режим измерения напряжения.
  4. Тщательно соблюдая полярность, подсоедините измерительные провода устройства к контактам аккумулятора.
  5. Индикатор покажет уровень напряжения.

Если U составляет 12,8-12,9 вольт, это нормально.

12,6В — говорит о том, что заряд примерно 75%. Напряжение 12,3 В указывает на необходимость подзарядки, поскольку аккумулятор заряжен на 50%.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

При покупке аккумулятор проверяется с помощью зарядного штекера. Это устройство принимает на себя часть тока. Следовательно, напряжение не должно опускаться ниже 9 вольт. Время теста составляет 15 секунд по ГОСТу и 30 секунд по Евростандарту. После отключения тестовой вилки напряжение должно вернуться к 12,6–12,7 вольт.

Если после проверки индикаторов оно не стало равным необходимому напряжению, а напряжение было меньше 9 вольт, брать такой аккумулятор не рекомендуется. Скорее всего, он долгое время пролежал на складе без использования. И его мощность значительно уменьшилась.

Таким образом, каждый потребитель может проверить работоспособность ГА.

Гелевые аккумуляторы: характеристики, чем отличаются от кислотных АКБ

Принципиальных различий между этими двумя типами батарей нет. Можно утверждать, что гелевый аккумулятор является улучшенной версией классического кислотного аккумулятора.

Основное различие между гелевой батареей и кислотной батареей заключается в том, что они используют гелеобразный электролит вместо жидкого электролита, что достигается введением силиконового модификатора (диоксида кремния) в раствор серной кислоты).

На этом конструкторы не остановились и теперь параллельно развиваются две технологии:

  • GEL (настоящие гелевые батарейки);
  • AGM.

Во втором случае используется жидкий электролит, но он находится в стекловолоконной оболочке с микроскопическими порами, что препятствует растеканию кислоты.

Гелевые батареи считаются необслуживаемыми. Термин спорен, но в основном оправдан: уход за такими батареями действительно минимален.

Особенностью кислотных аккумуляторов является испарение электролита как в чистом виде, так и с нарушением пропорции компонентов в ту или иную сторону (чаще — при нехватке воды). Поэтому необходимо часто проверять уровень электролита и при необходимости доливать электролит или дистиллированную воду.

Для гелевых аккумуляторов исключаются протечки жидкости из-за потери герметичности корпуса: вместо жидкого электролита здесь используется гелеобразный, текучесть которого на несколько порядков ниже. По этой причине гелевые батареи не нужно заряжать водой или электролитом. Второе существенное отличие — многократное увеличение количества циклов заряда-разряда. Наконец, глубокая разрядка не так разрушительна для таких аккумуляторов, по крайней мере, они не требуют срочной подзарядки.

Итак, резюмируем достоинства гелевых аккумуляторов:

  • они практически не требуют обслуживания;
  • при повреждении корпуса утечки электролита не наблюдается;
  • эти батареи можно устанавливать под любым наклоном, даже вертикально;
  • заявленный срок полезного использования — 8-10 лет.

Гелевый аккумулятор

Но и я не безгрешен:

  • повсеместное распространение сдерживается высокой стоимостью гелевых батарей;
  • боятся низких температур (критическими считаются -25 градусов);
  • необходимо постоянно следить за работоспособностью аккумулятора.

гелевый аккумулятор можно отличить от обычного кислотного аккумулятора по надписи «GEL» на этикетке. Часто корпус таких аккумуляторов выполнен в виде цилиндров, иногда крышка таких аккумуляторов выполнена из ярко-желтого пластика.

Оцените статью
Блог о грузовых автомобилях