- Выхлоп исправного мотора
- Как убрать синий дым из выхлопной трубы?
- Попадание влаги в цилиндры
- Определение неполадок по цвету дымовых газов
- Темно-сизый выброс
- Густой белый пар
- Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым
- Основные причины появления белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
- Утечка в цилиндр охлаждающей жидкости
- Неисправность инжектора
- Появление белого дыма из-за конденсата
- Некачественный бензин со сторонними примесями
- Выгорание масла из-за залегания колец (дым с оттенком)
- Попадание влаги в цилиндры
- Основные причины расхода масла (в порядке снижения вероятности).
- Проблемы с системой вентиляции картера.
- Как проверить систему вентиляции картера?
- Проблемы с маслосъемными колпачками.
- Проблемы с маслосъемными кольцами.
- Дым из выхлопной трубы после удаления катализатора
- Природа появления сизого дыма из выхлопной трубы автомобиля
- Диагностика работы двигателя и выхлопной системы по цвету дыма
- Белый
- Устранение проблемы дымности летом и зимой
- Сизый (синий или голубой)
- Причины возникновения
- Как устранить
- Чёрный
- Причины возникновения на бензиновом двигателе
- На дизельном
- Устранение на бензиновом с инжектором или карбюратором
- Как быть с дизелем
- Серый
- Откуда появляется повышенное количество дыма
- Какие действия предпринять
- При запуске дизельного двигателя из выхлопной трубы не идёт дым
- Как можно определить причину
- Почему дымит синим? Причины и последствия когда идет синий дым из выхлопной трубы
- Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы
- Как масло попадает в цилиндры
- Почему масло попадает в цилиндры
- Износ маслосъемных колпачков
- Дефекты в состоянии цилиндров
- Изменение геометрии цилиндра
Выхлоп исправного мотора
Обычный цвет газов, выходящих из выхлопного тракта холостого хода бензинового двигателя, — светло-серый или прозрачный. При удовлетворительном техническом состоянии силового агрегата дым практически не виден. На дизельном двигателе при сильном нажатии на педаль акселератора наблюдается едва заметное выделение черного цвета.
При диагностике двигателя по цвету выхлопных газов учитывайте следующие характеристики:
- Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60-70 градусов. При холодном двигателе блок управления подает в цилиндры богатую топливную смесь с повышенным содержанием бензина, в результате чего дым становится темнее.
- Капли воды, выходящие из трубы, представляют собой конденсат, который образуется при контакте горячих поверхностей и частей системы с окружающим воздухом. Это хорошо видно на холодном двигателе и не является признаком неисправности.
- Во влажную погоду (туман, дождь) содержание водяного пара в воздухе значительно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выводится по трубе, дым приобретает слегка беловатый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
- В темноте выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому диагностику ночью проводить нельзя.
Важно! По цвету дыма однозначно установить характер неисправности двигателя невозможно без анализа второстепенных признаков. Свечи зажигания многое расскажут о процессах, происходящих внутри цилиндров — состояние и цвет электродов помогут более точно определить источник проблемы.
Как убрать синий дым из выхлопной трубы?
Дальнейшие действия водителя зависят от интенсивности и продолжительности дыма. Если машина только из кабины или после капремонта двигателя, придется немного подождать. Голубоватый дым при запуске двигателя перестанет появляться по мере приближения деталей друг к другу.
Но если машина с отремонтированным двигателем дымит и при движении дым не проходит, а только усиливается, ждать нечего. Скорее всего, после ремонта остались значительные деформации цилиндров, не ремонтировались повреждения с их поверхности или устанавливались некачественные детали.
В остальных случаях диагностика неисправности начинается с измерения компрессии и уровня масла. Если причина — износ сальников стержней клапана, их заменяют. Когда возникает проблема со скребковыми кольцами, решение зависит от интенсивности дыма. При незначительном задымлении проводится очистка (коксоудаление). Если эта процедура не помогает, двигатель открывается и ремонтируется вся поршневая система.
Выход из строя турбины решается капитальным ремонтом или заменой неисправного устройства на новый. При заделке поршневых колец грязь удаляется из канавок механически или с помощью специальных средств. Если их подвижность не восстанавливается, кольца меняют.
Как избавиться от синего дыма из выхлопной трубы при износе канавок? Дефект исправляют притиркой их кольцом, подобрав соответствующий диаметр.
Ремонтируют поршни с незначительными повреждениями. Но глубокие царапины, трещины и сильная деформация цилиндра не поддаются исправлению. Эти детали необходимо заменить. При значительном износе двигатель ремонтировать бесполезно, его заменяют на новый или контрактный.
Посмотрите видео о том, как присадка работает в движке Antidym»:
Зная, что означает синий дым из выхлопной трубы, можно попробовать найти причину и устранить проблему самостоятельно. Но лучше обратиться к профессионалам. На такой машине больше не водишь.
Масло будет постоянно поступать в камеры сгорания, что приведет к еще большей деформации цилиндров и других деталей, потере компрессии и капремонту двигателя. Кроме того, синий дым из выхлопной трубы бензинового двигателя доставляет неудобства пассажирам и водителю.
Поэтому, если вы заметили появление дыма, диагностику автомобиля нужно проводить в обязательном порядке. И неважно, какого он цвета: серый, черный, серый. Цветной дым не появляется ни по какой причине. А чтобы это исправить, нужно отремонтировать неисправные детали или в крайнем случае заменить двигатель.
Попадание влаги в цилиндры
Если белый дым не уходит даже при работе двигателя в жаркую погоду, это означает, что охлаждающая жидкость с большой вероятностью попадет в цилиндры двигателя. Это говорит о том, что диагностика требует внимания к функционированию системы охлаждения. При этом цвет дыма может менять оттенок в зависимости от того, что именно используется в системе охлаждения автомобиля — антифриз или антифриз.
Чтобы точно понять, образуется пар водой или теплоносителем, можно провести простой эксперимент. Вам нужно взять лист толстой белой бумаги и плотно прижать его к выхлопной трубе при работающем двигателе. Если на листе нет следов мелких масляных капель, причина в конденсации воды, но если на листе появляются масляные капли, тосол или антифриз выходит наружу.
Попадание охлаждающей жидкости в цилиндр может быть вызвано образованием трещин в блоке или головке блока цилиндров. Поврежденная прокладка может быть еще одной частой причиной этого явления.
Чтобы более точно определить причину попадания жидкости в систему, необходимо выполнить следующий ряд действий:
- Снимите крышку расширительного бачка;
- Запустить двигатель;
- Осмотрите поверхность бака на предмет масляных пятен от жидкости.;
- Определите, нет ли запаха выхлопных газов из бака.
Если вы заметили масляную пленку на поверхности расширительного бачка и почувствовали запах выхлопных газов, это означает, что в центре цилиндра появилась трещина или изношена прокладка под головкой цилиндра.
Также это сопровождается повышением уровня жидкости в баке и повышением давления из-за попадания газа из баллонов в систему охлаждения. При такой проблеме даже после непродолжительной поездки можно отметить резкое уменьшение количества охлаждающей жидкости.
Из-за утечки антифриза или антифриза из системы охлаждения и дальнейшего попадания жидкости в поддон двигателя жидкость смешивается с моторным маслом. Если вставить щуп в картер и вытащить его, можно увидеть, что масло на нем приобретет молочный оттенок.
Такое масло непригодно для дальнейшего использования, так как его смазочные качества ниже установленных техническими стандартами. Поэтому после запуска двигателя необходимо произвести полную замену масла.
Определение неполадок по цвету дымовых газов
Существует 3 необычных цвета выхлопа, свидетельствующие о неисправности силового агрегата автомобиля:
- Синий или серый дым из выхлопной трубы указывает на попадание моторного масла в камеры сгорания.
- Непрозрачный белый дым — это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
- Черные выбросы и хлопья сажи свидетельствуют о чрезмерном обогащении горючей смеси.
В редких случаях выхлоп становится красноватым. Причина — добавление различных присадок в бензин или щадящая стирка. Это явление не является признаком неисправности двигателя.
Чтобы точно определить источник возникшей проблемы, необходимо более подробно рассмотреть каждый случай и поставить дополнительные диагнозы.
Темно-сизый выброс
Если масло попадает в камеры сгорания при работающем двигателе, на выходе из выхлопного тракта наблюдаются синие облака. Интенсивность и плотность дыма зависят от количества проникающей смазки. Режим работы значения не имеет: серые выбросы видны на любой скорости и при различных нагрузках.
Неисправность сопровождается увеличением расхода моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечи зажигания. По мере того как консистентная смазка закрывает трещины и увеличивает степень сжатия, рабочее давление в цилиндре увеличивается, в результате чего часть жидкой смазки проходит через уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечи зажигания.
Попадание масла в камеры и синий дым на выходе из выхлопной трубы возникают по нескольким причинам:
- изношены маслоотражающие колпачки (уплотнения клапанов), смазка по стержням клапана течет в зону горения;
- критическое истирание поршневых колец — основного (компрессионного) и отражающего масла;
- после разработки гильзы они приобрели эллиптическое сечение, поэтому резинки не способны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
- после перегрева двигателя кольца получили отпуск, потеряли эластичность и перестали прилипать к стенкам цилиндров;
- сплавление возможно за счет глубоких царапин на рабочей поверхности гильз.
Примечание. В двигателях с наддувом неисправная турбина часто приводит к расходу масла и пробитию камеры. Системы смазки двигателя и компрессора совмещены и в случае износа уплотнительных колец турбина выбрасывает масло вместе с воздухом. Другое дело компрессор, который представляет собой отдельный блок.
Как точно определить неисправность:
- Снимите свечи зажигания и проверьте электроды на наличие углеродистых масляных отложений. Заодно определите, в какой цилиндр забрасывается самое сильное масло.
- Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа — «всухую» и с добавлением 30-50 граммов моторной смазки. Если давление повышается, проблема, вероятно, кроется в износе узла цилиндр-поршень. Если нет, снимите крышку клапана и проверьте крышки масляного дефлектора.
- На холостом ходу отсоедините шланг вентиляции картера от воздухозаборника. Если оттуда выходит синий дым, будьте готовы к замене колец или капитальному ремонту силового агрегата. Заменить сальники клапана при отсутствии цветных газов.
Когда горячие газы под высоким давлением проходят через изношенные кольца в картере, пары масла попадают в вентиляционную трубу, а оттуда — в дроссельную заслонку. Если снять с фильтра секцию воздуховода, масло останется внутри, а на дроссельной заслонке останется черный нагар.
Синий дым, который постоянно выходит из выхлопной трубы дизельного двигателя, указывает на проблему того же типа: повышенные масляные пары. Устранение неисправностей производится так же, как и диагностика бензинового двигателя.
Густой белый пар
Высокое содержание пара в выхлопных газах указывает на то, что охлаждающая жидкость течет в камеры сгорания. Побочные симптомы проблемы следующие:
- электроды свечи зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
- если запустить двигатель и положить на срез трубы белую бумагу, появится мокрое пятно без следов сажи и жира;
- уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
- поведение автомобиля меняется во время движения: ощущаются падения мощности, толчки.
Важный момент! Если из выхлопной трубы выходит белый дым и уровень в расширительном бачке поднялся, значит, антифриз смешивается с маслом. Последний нагнетается в систему охлаждения давлением, создаваемым поршнями. Аналогичная картина наблюдается и в картере: вместо чистой смазки в чашке появится пенная эмульсия.
Вода или антифриз поступает в цилиндры работающего двигателя тремя способами:
- через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
- через перфорированную прокладку коллектора, работающего на входе топливной смеси;
- через трещину, образовавшуюся в самой ГБЦ из-за критического перегрева или гидроудара (дефект типичен для дизельных агрегатов).
убедиться, что антифриз попал в камеры сгорания, довольно просто. Проверьте состояние электродов свечей зажигания и уровень технологических жидкостей — антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Не помешает снять и клапанную крышку — на ложе распредвала можно обнаружить белый налет от водомасляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата, разборки ГБЦ.
Какими бы ни были причины появления белого дыма, настоятельно не рекомендуется оставлять машину включенной. Неисправность следует немедленно устранять, иначе вы рискуете довести двигатель до капитального ремонта.
Как определить, почему из выхлопной трубы бензинового двигателя идет белый дым
Сначала сделайте несложный осмотр: вытащите щуп и проверьте не только объем масла, но и то, как оно выглядит, есть ли беловатый цвет, есть ли эмульсия? Вода, попадающая в масло, часто повреждает двигатель.
Типичное проявление такой проблемы — не белый, а тоже серый дым. Оставьте за машиной целое облако тумана.
Взгляните на расширительный бачок. Если пахнет выхлопными газами и на антифризе есть еле заметная масляная пленка, это плохие признаки.
Еще один способ узнать, попала ли вода в цилиндр, — это проверить нагар на свече зажигания. В этом случае он будет полностью чистым, как будто только что вышедший из магазина, или даже мокрым.
Чтобы понять, почему из выхлопной трубы выходит белый дым, можно использовать простую белую салфетку, которую нужно поднести к глушителю при работающем двигателе. Ткань не пачкается, если дым возникает из-за конденсации. В противном случае на нем появятся явные следы масла. Протекший антифриз оставляет кислый запах и желтоватые или голубоватые пятна. Если появится какой-либо из этих симптомов, сядьте за двигатель и найдите причину проблемы.
Возможно, повреждена прокладка, треснула головка блока или сам блок. Кстати при порвании прокладки двигатель троит.
Для выявления видимых дефектов следует очень внимательно осмотреть все поверхности: сам блок, головку блока, поверхность изнутри, впускные и выпускные клапаны и прилегающие к ним участки. Заметить трещину визуально не всегда возможно; часто требуется испытание под давлением. При больших дефектах жидкость скапливается над поршнем. В этом случае не откладывайте ремонт автомобиля на потом, иначе может произойти гидроудар.
Например, проверка показала, что давление в радиаторе в норме и выхлопных газов нет, но все равно выходит белый дым, процесс эмульгирования в масле начался, жидкость слишком быстро изнашивается. Все это верные признаки утечки жидкости из системы впуска. Так что головку снять нельзя, а просто внимательно осмотрите коллектор.
В общем, основная причина толстого и легкого выхлопа — неисправность радиатора, что в свою очередь приводит к перегреву двигателя. Поэтому решать нужно именно эту проблему, устранить лишь мелкие дефекты, из-за которых появляется белый дым, будет недостаточно.
Основные причины появления белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя
важно уметь различать безвредный водяной пар и сам дым. Пар легко, бесследно исчезает в воздухе, а дым превращается в серый маслянистый туман за задней частью автомобиля. Рассмотрим причины появления белого дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя, чтобы правильно оценить затраты на восстановление механизмов и систем автомобиля.
Утечка в цилиндр охлаждающей жидкости
Самым главным узлом конструкции автомобиля, который всегда требует внимания, водители считают блок цилиндров.
Сброс давления в КП может происходить по нескольким причинам:
- прокладка сгорела;
- головка блока цилиндров деформируется из-за неправильно затянутых гаек;
- в рубашке охлаждения блока образовалась трещина.
Последняя проблема возникает из-за халатности водителей, доливающих холодную воду в горячий двигатель или размораживающих блок с большим минусом на градуснике. Антифриз попадает в негерметичный блок цилиндров: из глушителя выходит белый дым. Появляются и другие симптомы:
- моторная смазка мутнеет, появляется светло-желто-коричневая эмульсия, которую легко увидеть в заливной горловине;
- в расширительном баке образуются пузырьки;
- свечи увлажняют, пахнут антифризом, но светятся как новые: рабочая жидкость отлично очищает детали;
- троит силового агрегата.
Причины появления чистого белого дыма
Опасность протечки охлаждающей жидкости в цилиндры заключается в том, что этиленгликоль (компонент антифриза и антифриза) смешивается с моторным маслом, образуя твердые частицы. Последний, действуя как абразив, разрушает детали. И смазка теряет качество. В совокупности эти обстоятельства выводят всю установку из рабочего состояния.
Неисправность инжектора
Дымят как машины на инжекторах (Тойота, Рено, Пежо) и оборудование на карбюраторах (мотоциклы, мотоблоки, скутеры).
Причины появления белого дыма из глушителя следующие:
- нарушается подача топливовоздушной смеси или работа газораспределительного механизма, что приводит к неполному сгоранию бензина;
- изношены детали узла цилиндр-поршень;
- есть проблемы с охлаждением двигателя.
Последняя причина наиболее вероятна для двигателей с впрыском. Кроме того, вы заметите:
- повышенный расход топлива;
- ржаное масло;
- колеблющиеся обороты;
- трудности с запуском холодного агрегата.
Паровой дым в форсунках отличается высокой плотностью, запахом пригоревшего масла и длительным распылением. Совершенно тревожный знак, когда дым не уходит после прогрева машины.
Появление белого дыма из-за конденсата
Вытяжная секция, остановленная на ночь, покрывается каплями влаги. Конденсат активно образуется на металле в холодную погоду, когда столбик термометра ниже + 10 ° С. Высокая влажность в воздухе также способствует появлению влаги в глушителе.
При утреннем обогреве происходит перегрев компонентов выхлопной системы, выхлопные газы смешиваются с каплями воды, образуя пар. Когда конденсат испаряется, белый дым исчезает.
Некачественный бензин со сторонними примесями
Некоторые водители экономят бензин или дизельное топливо, заправляют бак дешевым топливом на сомнительных заправках. Так вы рискуете заплатить за воду, которая зимой замерзнет и закроет мелкую сетку топливного фильтра, а также лишнюю серу. В камерах сгорания вещество превращается в оксид серы, затем, смешиваясь с водяным паром, в серную кислоту. Последствия для двигателя будут катастрофическими.
В «левом» бензине не контролируется октановое число, что вызывает разрушительную детонацию. А еще он содержит токсичный бензол и ароматические углеводы, которые увеличивают нагар, «съедают» резину и пластик. Спирты и эфиры создают воздушные карманы в топливных магистралях.
От некачественного бензина страдают системы: впуск-выпуск, подача топлива, выпуск, зажигание. Помимо детонации, плохого запуска автомобиля, потери мощности, вы услышите стуки в двигателе, вы увидите темный выхлоп в зеркале заднего вида.
Выгорание масла из-за залегания колец (дым с оттенком)
Остаточное моторное масло со штоков клапанов и стенок цилиндров удаляется с уплотнений и колец штоков клапанов. Изношенные кольца закапывают, поэтому лишний жир выгорает.
На начальном этапе неисправность замечается при подъеме в гору с наполовину нажатой педалью акселератора. Появляется голубоватый дым, который быстро рассеивается. В критических случаях возникновение маслосъемных колец, дым постоянно сопровождает машину, особенно — при разгоне.
Попадание влаги в цилиндры
Влажность означает хладагент. Причины, по которым из выхлопной трубы выходит белый дым, ищите дефекты в блоке или ГБЦ. Скорее всего, это трещины.
Для точной диагностики снимаем пробку с расширительного бачка, запускаем двигатель. Теперь проверьте жидкость на наличие масляных пятен и специфического запаха выхлопных газов. Обнаруженные признаки указывают на микротрещины или износ прокладки BC.
Основные причины расхода масла (в порядке снижения вероятности).
Проблемы с системой вентиляции картера.
При работающем двигателе часть топлива и выхлопных газов неизбежно попадает в картер. Поскольку эти газы вызывают коррозию масла, их удаляют различными способами.
С введением новых экологических стандартов к производителям автомобилей предъявляются все более строгие требования.
По этой причине механизм вентиляции картера за последние 40 лет усложнился.
В 1960-е годы чаще всего встречалась открытая система, это было когда фильтр находился в крышке маслозаливной горловины и из картера под двигателем выходила скошенная труба.
Вот пример такой системы на двигателе ЗМЗ 21а:
Эта система отлично справлялась с движением по открытым дорогам в 1960-х годах.
В 1968 году в СССР подписаны требования по безопасности и экологии автомобилей. В результате возникла первая сложность вентиляции картера. На всех автомобилях с 1978 года. С завода использовалась закрытая система вентиляции картера. По идее, все выхлопные газы поступают на впуск двигателя по коллектору и выгорают. Закрытая система вентиляции выглядела так:
Организовано все было очень просто, картер напрямую соединялся с воздушным фильтром и была небольшая сеточка в качестве маслоотделителя. При отсутствии сетки или при сильном износе двигателя масло попало во впускной тракт и двигатель стал дымить синим цветом. Вот пара картинок:
Производители в угоду защитникам окружающей среды все больше усложняют систему. К нему добавлен усовершенствованный маслоотделитель и перепускной клапан картерных газов. Конечно, все это покрывается нагаром или замерзает, в результате чего перестает нормально работать и увеличивается расход масла.
Вот как выглядит неисправный клапан системы вентиляции картера:
А вот как выглядит маслоотделитель Nissan:
Как проверить систему вентиляции картера?
- При работающем двигателе откройте маслозаливную горловину и положите на нее ладонь — двигатель должен тянуться внутрь.
- Снимите трубки вентиляции картера с впускного коллектора и убедитесь, что на них нет масла.
Если оба этих требования соблюдены, система вентиляции картера вашего автомобиля полностью работоспособна.
В противном случае очистите его и при необходимости замените поврежденные элементы.
Проблемы с маслосъемными колпачками.
Это очень распространенная проблема, особенно в автомобилях старше 7 лет.
При повреждении уплотнений стержней клапанов двигатель выделяет синий дым на холостых оборотах и 20-40 секунд при резком увеличении оборотов.
Это выглядит примерно так:
Дело в том, что при работе на холостом ходу во впускном коллекторе действует глубокий вакуум. Этот вакуум заставляет масло течь по штокам клапана. При резком увеличении оборотов двигателя (при открытии дроссельной заслонки) разрежение во впускном коллекторе уменьшается, а вместе с ним и количество масла уменьшается, оно довольно быстро горит и дым прекращается.
Решение проблемы — замена сальников клапанов, кстати, у нас на сайте есть статья о том, как заменить сальники клапанов без снятия ГБЦ.
Проблемы с маслосъемными кольцами.
Помните, как работает поршневое уплотнение?
Напомню, что сжатие обеспечивается двумя компрессионными кольцами, а удаление излишков масла со стенок цилиндров и смазка поршневых пальцев — скребковым кольцом.
Если у двигателя проблемы с маслосъемными кольцами, он будет постоянно выделять синий дым, причем зависимость количества дыма от оборотов двигателя будет линейной — чем больше оборотов, тем больше дыма.
Вот видео-пример того, как ведет себя автомобиль в случае неисправности маслосъемника:
Как видите, дыма намного больше, и он продолжает работать, в отличие от проблем с уплотнениями штока клапана. К сожалению, камера неточно передает цвет дыма, но поверьте, он синий.
Решение проблемы — небольшое количество дыма, можно попробовать декарбонизацию. Правда, вся моя практика говорит, что помогает примерно в 20% случаев.
С большой долей вероятности придется вскрыть двигатель и провести капитальный ремонт цилиндро-поршневого узла (износ, состояние полировки, замена колец). Если у вас обычный автомобиль, вероятно, имеет смысл подумать о замене двигателя на контрактный.
Дым из выхлопной трубы после удаления катализатора
Удаление каталитического нейтрализатора в нашей стране не является чем-то странно неприемлемым. Что ж, да, машина начинает загрязнять воздух больше, чем когда-либо. Но кто за этим следит? По крайней мере, на момент написания, никто. А из-за некачественного топлива и других неблагоприятных условий эксплуатации эта деталь очень быстро изнашивается. Забит, как правило. Замена стоит больших денег. Но снятие проще, дешевле, к тому же значительно прибавляет мощности автомобилю.
Но вернемся к дыму из выхлопной трубы. Ведь часто бывает, что после удаления именно этого катализатора двигатель начинает дымить черным дымом. Откуда он? И все с одного места — за счет обогащенной топливовоздушной смеси. Дело в том, что электроника «контролирует» работу катализатора с помощью датчиков. А когда этот элемент снимается, электроника забывает «сообщить об этом». В результате система «видит», что что-то не так, и начинает увеличивать дозировку бензина, то есть обогащает топливно-воздушную смесь. Ну что из этого получается, вы уже знаете.
Проблема решается очень просто: перепрошивкой БК или сбросом ошибок, которые электроника все равно выдаст, когда «не найдет» катализатор.
Природа появления сизого дыма из выхлопной трубы автомобиля
Необычный цвет выхлопных газов всегда означает, что какая-либо из систем или компонентов автомобиля неисправна. На основе простого наблюдения можно определить поломку определенного механизма.
Если, например, белый выхлоп указывает на наличие охлаждающей жидкости в цилиндрах, а черный выхлоп указывает на перенасыщенную смесь, основной причиной выхода синего дыма из глушителя является сгорание масла в двигателе внутреннего сгорания. Отсюда его название — «масло», что свидетельствует о серьезных проблемах с двигателем.
При этом необходимо учитывать, что выхлопные газы могут иметь разные оттенки, и это зависит от многих факторов, в том числе:
- степень нагрева двигателя;
- состав и качество рабочего масла;
- количество кругов;
- условия внешней освещенности и влажности окружающей среды.
очевидно, что слив «масла» неизбежно сопровождается увеличением расхода моторного масла. Это действительно так, например, если при номинальном расходе 10 г на 100 км хода синий дым из выхлопной трубы появляется только в переходном режиме, то превышение эксплуатационных норм по расходу масла (износ горения внутренняя выхлопная труба двигателя) будет выражаться таким же образом, только теперь в режиме постоянного движения.
Диагностика работы двигателя и выхлопной системы по цвету дыма
Определить точную причину поломки автомобиля только по цвету выхлопных газов не удастся. Часто требуются многочисленные манипуляции
Белый
Пар выходит из выхлопной трубы, указывая на то, что хладагент попал в цилиндры или что температура окружающей среды низкая
На любом типе двигателя, будь то бензиновый или дизельный, и независимо от типа топлива, есть две причины появления белого дыма:
- Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры из-за неисправности двигателя;
- Низкая температура окружающей среды. Обильный пар появляется при показаниях ниже нуля градусов.
Важные факты о происхождении белого дыма:
- Белый дым — это нормально, пока двигатель не прогреется. Это связано с конденсатом, скопившимся в выхлопной системе.
- Если после прогрева белый дым не уходит и на улице жарко, у двигателя проблемы с попаданием антифриза или воды в цилиндры.
- Оттенок дыма зависит от антифриза и его состава. Иногда он может напоминать пары горелого масла. Если выхлопные газы испаряются сразу, это пар, но от масляного дыма остается небольшой туман.
- Попадание охлаждающей жидкости в цилиндры происходит из-за трещин в блоке или головке блока цилиндров. Возможен вариант с изношенными пломбами и пломбами.
- Зимой пар может выходить из трубки даже после прогрева двигателя. Это нормально и вызвано испарением конденсата.
Устранение проблемы дымности летом и зимой
- Трещины в блоке или головке блока цилиндров, скорее всего, вызваны перегревом двигателя. Необходимо проверить всю систему охлаждения: термостат, радиатор и другие детали.
- Если система охлаждения в порядке, необходимо закрыть щели. Здесь поможет запрессовка головки блока, сварка трещин или полная замена мотора.
- Если проблема не в трещинах, будет полезно заменить прокладки и сальники.
Сизый (синий или голубой)
Из выхлопной трубы выходит синий дым, что означает, что масло попало в двигатель или части поршневого узла неисправны
Причины возникновения
Синий дым возникает по одной и той же причине как на бензиновых, так и на дизельных двигателях с любой топливной системой. Основная причина появления серого дыма — попадание масла в цилиндры и его сгорание. Это может быть вызвано:
- Дефектные уплотнения штока клапана;
- Неисправные скребковые кольца или кокс;
- Износ других деталей поршневой группы: ГБЦ, блока, поршневых колец;
- Неисправные свечи;
- Некачественное топливо или масло;
- Негерметичные клапаны.
Как устранить
Прежде чем удалять серый дым, определите, пар ли это. Поднесите чистый лист бумаги к выхлопной трубе работающего двигателя. Если на контрольном листе остаются жирные пятна, масло действительно попадает в двигатель. Когда точек нет, это пар, о котором говорилось выше.
Способы избавиться от голубоватого дыма следующие:
- Замена сальников штока клапана;
- Обезуглероживание поршневых колец;
- Ремонт или замена поршневого узла двигателя.
Чёрный
Из трубы дымохода идёт чёрный дым. Это означает неполное сгорание смеси, некачественное топливо или неисправность электронных систем
Причины возникновения на бензиновом двигателе
В случае с бензиновым двигателем причин может быть несколько, в том числе:
- Топливная смесь слишком обогащена, в цилиндрах сгорает слишком много топлива;
- Некачественное топливо;
- Неисправность систем управления сгоранием топлива. Сюда входят кислородный датчик, электронный блок управления двигателем и другие.
Эти причины не зависят от типа топлива, будь то карбюратор или инжекторный двигатель.
На дизельном
С дизельными двигателями ситуация сложнее, черный дым может выходить даже при нормальной работе двигателя, но в небольших количествах. Если выделения густые и глубокого черного цвета, причины следующие:
- Некачественное топливо;
- Повторно обогащенная топливная смесь;
- Засорен сажевый фильтр (при наличии).
Устранение на бензиновом с инжектором или карбюратором
- Если двигатель карбюраторный, карбюратор нужно отрегулировать. Это довольно деликатный процесс, и если у вас нет достаточного практического опыта, лучше всего обратиться к специалисту.
- В случае с инжекторным двигателем необходимо проверить форсунки топливной системы, то есть их герметичность. Если они не закрываются полностью, излишки топлива попадают в двигатель, образуя сажу.
- Кроме того, для обоих типов двигателей необходимо проверить датчик массового расхода воздуха. При неисправности нарушается пропорциональность смеси и в цилиндры поступает лишний бензин.
Как быть с дизелем
- Перенастройте топливный насос высокого давления. Если он откалиброван неправильно, в цилиндры попадает излишек топлива.
- Все остальные методы такие же, как и для бензиновых двигателей.
Серый
Из выхлопной трубы автомобиля выходит серый дым, указывая на то, что масло или трансмиссионная жидкость попали в цилиндры
Откуда появляется повышенное количество дыма
Причины появления серого дыма диагностировать сложно. Это может произойти по следующим причинам:
- Поступление масла в цилиндры. Иногда в этом случае дым бывает не серым, а серым.
- Попадание трансмиссионной жидкости в цилиндры.
- Неисправность клапана вентиляции картера.
Эти мотивы подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Какие действия предпринять
- Если в цилиндры попало масло или трансмиссионная жидкость, средство то же, что и при синем дыму.
- В случае вентиляционного клапана его необходимо заменить. Благо такие запчасти недорогие и меняются довольно быстро.
При запуске дизельного двигателя из выхлопной трубы не идёт дым
Как можно определить причину
Причина такого поведения двигателя только одна — топливо не поступает в цилиндры.
Почему дымит синим? Причины и последствия когда идет синий дым из выхлопной трубы
Появление синего дыма из выхлопной трубы стало полной неожиданностью для многих водителей. Особенно, если это происходит впервые.
Заглядывая в будущее, сразу скажем, что это следствие попадания моторного масла в цилиндры двигателя.
Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы
Перед диагностикой поломки следует помнить, что количество и цвет дыма и пара из выхлопной трубы зависит от следующих факторов:
- уровень нагрева двигателя;
- качество моторного масла;
- количество оборотов двигателя;
- температура и влажность.
Как правило, количество дыма больше в дождливую погоду, поэтому легче заметить изменения цвета и загрязнения.
Цвет самого «синего» дыма может быть разным. От синего до темно-синего. Однако в любом случае его характеристика — сальность. Именно она позволяет установить причину появления.
Такой дым редко рассеивается в воздухе и содержит капли жира, которые буквально вылетают из трубы вместе с газами.
В отличие от белого дыма, который возникает из-за появления охлаждающей жидкости в цилиндрах, синий дым указывает автовладельцу, что масло попадает в камеру сгорания.
При малейшем подозрении на появление синего дыма из выхлопной трубы необходимо измерить уровень масла в двигателе.
Помимо прямого появления синего дыма из выхлопной системы существует ряд косвенных признаков, свидетельствующих о попадании масла в цилиндр:
- двигатель «троит» (нестабильный);
- значительно увеличивается уровень расхода моторного масла (он может достигать значения 1 литр на 100 км пробега);
- быстрый выход из строя свечей зажигания;
- уменьшение степени сжатия в одном или нескольких цилиндрах;
- могут возникнуть проблемы с запуском машины в холодную погоду;
- наличие запаха гари в салоне или вокруг автомобиля.
Как масло попадает в цилиндры
Очень часто (но не всегда) масло попадает в камеру сгорания двумя путями, в частности через:
- резинки;
- зазор между стержнями клапанов и направляющими втулками;
- проблемы с турбиной (на двигателях с турбонаддувом).
Почему масло попадает в цилиндры
На основании приведенной выше информации легко определить те детали, неисправности которых привели к появлению синего дыма из выхлопной трубы. В частности, к этим причинам относятся:
- полная или частичная разгерметизация клапана;
- значительный износ или выход из строя уплотнения штока клапана;
- появление царапин на поверхности баллона;
- дефекты функционирования поршневых колец;
- изменением геометрических размеров одного или нескольких цилиндров.
Когда клапаны горят или протекают, дым становится бело-голубым. Определить неисправность несложно. Для этого необходимо измерить компрессию. Он будет незначительным или вообще отсутствовать. Теперь давайте посмотрим на некоторые из описанных ситуаций.
Износ маслосъемных колпачков
Когда они загорают или трескаются, количество масла, поступающего в цилиндры, увеличивается на холостом ходу и во время торможения двигателем. За это время во впускном коллекторе создается большой вакуум.
В результате возникает большая разница в давлении, и масло проникает в цилиндры и скапливается на стенках выхлопной системы.
При открытии дроссельной заслонки плотность синего дыма с маслом увеличивается.
Дефекты в состоянии цилиндров
Чаще всего это появление задиров или различных дефектов на поверхности баллона. За счет них происходит разгерметизация и масло попадает в камеру сгорания. Причинами появления указанных дефектов могут быть:
- Наличие в масле абразивных частиц. Это может быть связано с плохим качеством масла, забитым фильтром или значительным пробегом автомобиля без замены моторного масла.
- Коррозия колец или цилиндров. Это может возникнуть по разным причинам. Один из самых распространенных: длительная парковка на открытом воздухе без запуска двигателя.
- Дефекты при ремонте двигателя или использование неисправных деталей (особенно поршней и поршневых колец).
Изменение геометрии цилиндра
В общем, это естественный процесс, который происходит постепенно по мере использования двигателя. Диагностику нужно проводить на СТО, так как для этого используется специальное оборудование. Измерения производятся согласно:
- на двух вертикальных плоскостях;
- три-четыре уровня по горизонтали.